Налоговики станут лояльнее к учету премий

У компаний должно стать меньше проблем при учете премий для сотрудников в расходах по налогу на прибыль. Налоговая служба признала: учитывать расходы на премии можно на основании приказа руководителя, в котором прописан размер вознаграждения.

Главное, чтобы подобный порядок был предусмотрен положением о премировании, а сами расходы были документально подтверждены. Такой положительный для компаний вывод следует из письма ФНС России от 1 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5165. Разъяснение основывается на ответе из Роструда.

ФНС на удивление четко прописала в письме, какие нормы и в каких документах компания должна зафиксировать, чтобы без проблем учесть премии в расходах. Первым таким документом должен быть трудовой договор. В нем помимо информации об окладе или ином способе оплаты повседневной работы сотрудника должны быть положения и о порядке выплаты премий.

Инспекторы не настаивают на том, чтобы в договоре были прописаны все нюансы их выплаты: когда, за что, в каком размере, по чьей инициативе. Достаточно обычной ссылки на соответствующий локальный акт организации, например на положение о премировании. Это положение о премировании и есть второй документ, который потребуется. Там должны быть конкретные нормы, определяющие порядок расчета премий. Основой для исчисления премий должны быть показатели оценки труда. Например, время труда, его объем и качество. Но налоговая служба вовсе не против того, чтобы размер премии утверждался непосредственно руководителем в каждом конкретном случае. Главное, чтобы такая возможность была зафиксирована в локальном акте компании. Безопаснее в таком случае прописать в положении о премировании максимальный и минимальный размер бонусов.

Третьими в списке документов чиновники ФНС называют бумаги, обосновывающие фактическое выполнение работником условий для выплаты премий. Это могут быть служебные записки, информация из утвержденных отчетов по организации, данные из баланса и т. п.

И наконец, потребуется первичный документ о начислении премии. Что это за документ, в письме не уточняется. На мой взгляд, этим документом может быть тот же приказ руководителя о выплате премии. При составлении приказа надо проследить, чтобы в нем были все обязательные реквизиты первичного документа (подробнее – см. статью «Защита прав компаний от претензий налоговиков на наглядных примерах»).

Что делать

Учитывать премии в расходах можно на основании приказа руководителя, в котором будет прописан конкретный размер вознаграждения. С ИФНС не будет разногласий, если у сотрудников будут трудовые договоры, которые преду-сматривают возможность премирования. В положении о премировании могут быть описаны нормы, определяющие порядок выплат. А в приказе руководителя приводится размер премии.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 5, 2011


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей