Банк на ладони

Банк на ладони

Мобильные гаджеты покоряют рынок финансовых услуг

Сегодня в 17:59, просмотров: 81

С массовым распространением смартфонов банки стали активно внедрять мобильные приложения. Современные возможности управления финансами через мобильный телефон пока сдерживают лишь величина экранов и привычки обладателей гаджетов.

фото: Геннадий Черкасов

Мобильный банкинг (МБ, управление банковскими счетами и совершение платежей с помощью сотового телефона) появился в России в начале нулевых. SMS-сервис позволял узнать на карте остаток, поступления на счет и т.п. Смартфоны существенно расширили возможности.

Сегодня компании, оказывающие массовые услуги бизнесу или населению, активно перемещаются в мобильную среду. «Приложения под iOs и Android — необходимые атрибуты любого современного финансового учреждения», — отметил директор по маркетингу Банка24.ру Денис Охримович.

Раньше мобильные сервисы полностью контролировались сотовыми операторами, вспоминает гендиректор группы площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. Но теперь телеком утратил влияние, и вся экономическая инфраструктура стремительно переходит во Всемирную сеть, уже важен лишь технический функционал гаджетов.

«Уровень развития современных смартфонов не создает никаких технических преград для МБ. Да и в мышлении пользователей происходит революция», — подчеркнул вице-президент МДМ Банка Дмитрий Каштанов. Совершив несколько пробных операций через МБ, клиенты начинают оплачивать все повседневные услуги. Потребность в других каналах постепенно сокращается.

По прогнозу Juniper Research, в 2019 году использовать свои телефоны для проведения банковских операций будет уже более 1,75 млрд людей по всему миру. Это 32% всего взрослого населения Земли. Для сравнения, в текущем году число пользователей составляет 800 млн.

Сегодня в России МБ предлагают 63% банков топ-100, сообщил Станислав Мартынов, директор направления iBanking «Техносерва». Разными приложениями для популярных платформ смартфонов, согласно Markswebb Rank & Report, пользуется около 10,8 млн россиян.

Функционал и правда разнообразен. Через МБ клиенты могут получить информацию об остатке средств на своих счетах и картах, просмотреть выписки за любой период, повторить любой платеж из истории, совершить платежи по собственным шаблонам, созданным в интернет-банке, а также перевести деньги между счетами. Кроме того, пользователь может пополнить баланс мобильного телефона, оплатить различные популярные услуги по шаблонам банка (Интернет и телевидение, хостинг-провайдеры и телефонию и т.п.). В случае необходимости можно заблокировать карту. Среди наиболее популярных платежных операций у россиян — оплата мобильной связи и ЖКУ, а также платежи по настроенным шаблонам, заметил Каштанов.

В основном физлица проводят через МБ небольшие платежи до 3 тыс. руб. В некоторых банках, ориентированных на предпринимателей, пользователи совершают платежи в среднем на 18 тыс. руб. в месяц. Столь скромная для месячных оборотов предприятия сумма получается из-за того, что бизнесмены также часто оплачивают мобильную связь, Интернет и прочие повседневные услуги. «Клиенты-предприниматели отправляют по шаблонам или повторно довольно крупные суммы денег своим контрагентам», — рассказывает Охримович. Возрастная аудитория МБ — предприниматели от 25 до 40 лет. Однако есть и исключения. Например, Android-банком Банка24.ру пользуется клиент, которому около 80 лет.

Пока не так много клиентов использует МБ. Так, в интернет-банке «Океан», например, это всего 5–8% пользователей, — сообщила его вице-президент Татьяна Глазачева. В OTC.ru также пока фиксируют лишь где-то 5% заходов с мобильных устройств, но этот показатель постоянно растет, добавил Пангин. По его мнению, нужно немного подождать, скоро будет настоящий бум мобильных сервисов. Пока же должна пройти обычная для новой технологии проверка временем. Сначала бухгалтеры использовали счеты, потом перешли к калькуляторам, сели за компьютер и, наконец, вышли в Сеть. Сейчас на прочность проверяется новый метод — расчеты с помощью мобильных гаджетов. Пройдет еще несколько лет, подрастет поколение Y, для которых Интернет и мобильные сервисы в приоритете с детства, и будет взрыв. Некоторые участники рынка уже начали разрабатывать полноценные мобильные проекты для участников электронных торгов.

Также на подходе и полноценная смартфонная альтернатива бухгалтерии предприятия. Например, недавно было запущено новое мобильное приложение для iPhone (планируется расширение и на другие платформы), оснащенное искусственным интеллектом. Как сообщил руководитель проекта Василий Юрченко, стартап сможет полностью заменить стандартный интернет-банк для компании. Помимо стандартных опций МБ стартап позволяет выставлять счета, отслеживать их оплату, вести аналитику по клиентам и поставщикам. Искусственный интеллект, встроенный в приложение, сам анализирует ситуацию и дает советы и оценки по клиентам, платежам. Ведутся переговоры об интеграции с российскими и зарубежными банками.

Мир меняется, будущее за удобными мобильными интерфейсами, уверен Охримович. «Ключ к популярности мобильной оплаты — баланс удобства и безопасности», — солидарен и замгендиректора мобильного приложения заказа такси GetTaxi Виталий Крылов. Эту тенденцию на примере транспортной компании видно уже сейчас: около 50% пользователей оплачивают поездки через мобильный телефон. Данные карт пользователей при этом хранятся на сервере банка-партнера, пользователи ничем не рискуют. По информации руководителя пресс-службы «Аэроэкспресса» Надежды Доржиевой, порядка 19% пассажиров, оплачивающих билеты электронным способом, делают это из мобильного приложения. Это около 4% от всего пассажиропотока компании.

Роль МБ будет расти во всех отраслях нашей жизни. Достаточно просто проехаться в метро или сходить в кафе, размышляет Каштанов: «Мы видим там молодых людей, которые сидят рядом, но не общаются между собой, а смотрят в экраны своих мобильных устройств».




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей