Модели бизнес-образования придется перекраивать

 Модели бизнес-образования придется перекраивать Фото: ИТАР-ТАСС

В 2009 году, когда американская экономика переживала рецессию, интерес к программам бизнес-образования MBA достиг рекордного уровня. Никого это особенно не удивило: количество заявок в бизнес-школы часто растет в первые годы рецессии, поскольку многие ищут в них укрытия от финансового шторма. Поэтому, возможно, никто не удивится, что в последующие годы количество заявлений упало. Так бывает в случае затяжных экономических неурядиц, комментирует обозреватель The Economist.

И, тем не менее, некоторые бизнес-школы в частном порядке высказывают опасения, что двухлетнее снижение может быть связано не только с экономической ситуацией (когда количество заявлений от американских студентов ниже, чем в предшествующие годы). Они опасаются возможных трудностей для самой сложившейся модели бизнес-образования, если не для всех школ, то определенно для «середнячков» американских институтских рейтингов, предлагающих традиционное двухлетнее MBA-образование. Две трети школ, предлагающих длительные очные программы, зафиксировали падение числа заявок в 2011 году, сообщает The Economist.

Данные последнего анализа The Economist по очным MBA-программам показывают, что сейчас MBA в школе со средним рейтингом уже не является «хорошей инвестицией», как было когда-то. В 2010 году средняя стоимость обучения в американском учебном заведении из первой сотни, но за пределами top-15 составляла 81 911 долларов за два года. Средняя зарплата выпускников этих школ непосредственно после окончания программы составляла 81 178 долларов в год. Пять лет назад плата за обучение в той же самой группе школ была почти на 22 000 долларов ниже и составляла 60 247 долларов (при этом средняя зарплата почти не отличалась от сегодняшней: 78 442 доллара). Такая цена выставляется в период, когда число поступающих сокращается, для американских школ среднего эшелона за десятилетие спад достигает уже 20%, отмечает The Economist.

Дешевые и элитные школы по-прежнему популярны

Для сравнения: школы в крайних сегментах спектра выглядят более привлекательно. Менее популярные программы, которые не метят на международный уровень и не охвачены рейтингом The Economist, фиксируют рост числа заявок. Обучение в них обходится студентам дешевле, кроме того, часто предлагаются скидки для местного населения. Для тех, кто выбирает все более популярный заочный или онлайн-формат, нет необходимости даже отрываться от работы.

Элитные бизнес-школы по-прежнему выглядят очень убедительно. Студенты MBA из учебных заведений, занимающих 15 верхних строчек рейтинга, платят за учебу в среднем 92 262 доллара, но после окончания программы могут рассчитывать на базовую зарплату в 110 879 долларов. По данным аналитической компании Payscale, выпускники MBA-программ Гарвардского университета за 20 лет карьеры заработают 3,6 млн долларов.

В первой пятерке рейтинга The Economist — школа Tuck Университета Дартмута, школа Booth Университета Чикаго, швейцарская IMD, школа бизнеса Darden Университета Вирджинии и программа MBA Гарвардского университета.

В таблице указана средняя зарплата выпускников после окончания курса, прирост относительно «домагистерской» ставки, процент трудоустройства в первые три месяца, средний возраст учащихся, процент преподавателей с докторской степенью (PhD), стоимость обучения, длительность программы.

Мало кто ожидает, что MBA-диплом Гарвардского, Уортонского или Стэнфордского университета может потерять престиж. Число бизнес-школ растет, по данным AACSB (она аккредитует 633 бизнес-школы в более чем 40 странах): сейчас по всему миру насчитывается 13670 учебных заведений, предлагающих программы бизнес-образования. И способность как-то выделиться в данном случае приобретает все большее значение.

Для менее именитых школ все сложнее. С одной стороны, зарплата преподавателей становится для них большой статьей расходов. По данным исследования AACSB, проведенного по данным 503 американских бизнес-школ, ставки преподавателей составляют от 169 000 долларов. В школе среднего эшелона — от 250 000 долларов, и это за девять месяцев работы, так что хватает времени на книги, консалтинг и гостевые лекции в периоды летних каникул.

Сегодня многие американские учебные заведения привлекают студентов из развивающихся стран. В 2000 году азиатов было около 15% от общего числа тех, кто сдавал GMAT — фактически вступительный экзамен на программы MBA. К 2011 году их доля уже превышает треть от общего числа экзаменуемых. Но освоение этого рынка само по себе может нести в себе издержки для школ, так как отправлять в Азию рекрутеров и представителей приемных комиссий дорого. Кроме того, приток азиатских студентов в Америку может иссякнуть.

Второй фронт

Китай и Индия активно инвестируют в собственные программы бизнес-образования, в Азии запускают образовательные проекты такие известные учебные заведения, как INSEAD и MIT (Массачусетский технологический университет). В INSEAD полагают, что западные школы будут иметь преимущество еще до 20 лет. Азиатским школам еще предстоит долгий путь роста. Пока в сотне The Economist их всего восемь, но это только верхушка айсберга. По данным AACSB, только в Индии может насчитываться 1500 бизнес-школ, по другим оценкам — 2500. Но, возможно, лишь 20 из них могут рассчитывать на конкурентоспособность на международном уровне.

В Китае, где на 184 программах MBA, имеющих госаккредитацию, обучаются более 30 000 студентов, не хватает квалифицированных преподавателей. Многих привлекают с других специальностей, технических и научных, и мало кто обладает опытом в сфере реального бизнеса, комментирует The Economist.

Через какое-то время бизнес-школы азиатских и других развивающихся стран смогут атаковать традиционных лидеров рынка на втором фронте — в части образовательных программ, прогнозирует The Economist.

Что бы ни утверждалось, бизнес-образование пока далеко от глобальной практики. Например, Чикагский университет, организующий бизнес-программы в Чикаго, Лондоне и Сингапуре, везде предлагает одни и те же по содержанию курсы. А не должна ли здесь быть некоторая степень дифференциации, задается вопросом обозреватель издания.

Только 7% научных материалов, опубликованных в 20 ведущих журналах по менеджменту, касаются транснациональных проблем. Есть необходимость и в освоении нишевых сегментов.

Некоторые школы на развивающихся рынках уже увидели здесь новые возможности. В частности, The Economist выделяет московскую школу «Сколково». Ее программа MBA готовит студентов к превратностям бизнеса в непростых экономических системах в таких странах, как Россия, Китай и Индия.

На глобальном рынке конкуренция усиливается, и неэлитные американские школы сталкиваются с реальной угрозой. У них на выбор две альтернативы, каждая из которых потребует радикальной перестройки бизнес-модели.

Первое — сократить двухгодичный курс MBA. В Европе и многих других странах студенты проходят программу MBA быстрее, чем в Америке. В школе INSEAD продолжительность программы составляет всего десять месяцев. В большинстве самых престижных американских учебных заведений курсы двухгодичные. В то же время ясно, что один год обучения дешевле и для студентов, и для школ.

Вторая альтернатива — уходить от обобщенной программы MBA. Чтобы успешно конкурировать за привлечение студентов, некоторым школам необходима специализация. Один из способов на пути к этой цели — вкладывать финансовые ресурсы в нишевые исследовательские центры, например, в сфере возобновляемых источников энергии, так чтобы привлекать студентов, которые хотят строить карьеру в соответствующей отрасли.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей