Комментарий АиК к Письму Минфина от 27.09.2010 № 03 02 08/58

предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД и применении ст. 116 НК РФ.

Минфин счел необходимым разъяснить порядок постановки на учет плательщиков ЕНВД. Действительно, нигде в Налоговом кодексе четко не говорится, надо ли вставать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в той инспекции, в которой налогоплательщик уже стоит на учете по другим основаниям.
Минфин определенно отвечает, что в этой ситуации необходимо встать на учет в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД. Аналогичное разъясне-ние, касающееся не только индивидуальных предпринимателей, но и организаций, он приводит в Письме от 03.06.2009 № 03 11 06/3/154. Но в Письме Минфина России от 27.09.2010 № 03 02 08/58 сказано также, что к тому налогоплательщику, который не выполнит эту обязанность, будет применена мера ответственности согласно ст. 116 НК РФ.
Отметим, что наказание, предусмотренное указанной статьей, недавно ужесточилось. Раньше в состав правонарушения в соответствии с ней входило только нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. При этом если просрочка подачи заявления не превышала 90 дней, штраф составлял всего 5 000 руб., при превышении данного срока штраф вырастал до 10 000 руб. С 02.09.2010 стало иначе.
Теперь нарушение указанного срока в любом случае, независимо от количества просроченных дней, карается штрафом в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Но дополнительно к этому установлено также, что если налогоплательщик не встал на учет, а все равно ведет соответствующую предпринимательскую деятельность, он будет оштрафован на 10% от доходов, которые получил за время такой неразрешенной деятельности, причем не менее чем на 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Данные изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.07.2010 № 229 ФЗ.
К сведению:
В прежней редакции Налогового кодекса ответственность, предусмотренная сейчас п. 2 ст. 116 НК РФ, была установлена ст. 117: налогоплательщик наказывался штрафом в размере 10% от доходов, полученных при ведении предпринимательской деятельности без постановки на учет в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. Размер этого штрафа удваивался, если постановка на учет не состоялась в течение более чем 90 дней.

В связи с этим вновь укажем, что для плательщика ЕНВД отсчет пятидневного срока, в течение которого он должен встать на учет, производится именно со дня, когда он начал предпринимательскую деятельность. А это значит, опоздание с постановкой на учет обязательно приведет к наложению штрафа по обоим названным основаниям. Даже если за время нарушения налогоплательщик не получил никаких доходов, он может расстаться с суммой в 50 000 руб. ФНС в Письме от 27.08.2009 № ШС-22-3/669@ указала следующее. Учитывая, что процесс «осуществления» деятельности предполагает прежде всего потребление с определенной целью трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, отсутствие конечного результата этого процесса не отрицает факта осуществления такой деятельности (например, закупка и получение товара в течение длительного периода времени, болезнь работника, с которым заключен трудовой договор).
По мнению налоговиков, у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по факту начала потребления указанных ресурсов независимо от получения дохода от такой деятельности и снятию с учета в качестве плательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.
А в случае, например, перепланировки помещения, где оказываются услуги общественного питания, в результате которой площадь объекта стала меньше 150 кв. м (то есть появилась обязанность по переходу на уплату ЕНВД), надо подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в пятидневный срок, исчисление которого начинается с календарной даты, следующей за днем фактического изменения размера площади зала обслуживания посетителей (Письмо Минфина России от 18.03.2010 № 03 11 06/3/39). При этом не имеет значения, когда внесены изменения в правоустанавливающие документы на данный объект (Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03 11 06/3/264).

Если налогоплательщик фактически не осуществляет виды деятельности, в отношении которых он может быть переведен на ЕНВД, он не обязан пода-вать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, даже если он указал при государственной регистрации и внесении сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) этот вид предпринимательской дея-тельности (Письмо Минфина России от 05.02.2010 № 03 11 06/3/17).
К сведению:
Помимо наказания, установленного Налоговым кодексом за опоздание с постановкой на учет в налоговом органе, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность (ст. 15.3 КоАП РФ), причем довольно мягкая: от 500 до 1 000 руб. В некоторых случаях она вообще может быть заменена предупреждением. Согласно п. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Но поскольку постановка на учет плательщика ЕНВД сопряжена с началом им предпринимательской деятельности в данной сфере, то если он опоздает с этой обязанностью, к его должностным лицам будет применена ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ. А это штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб., который не может быть заменен предупреждением.
Следует отметить, что ответственность, установленная данной статьей, не применяется в отношении индивидуальных предпринимателей. Ведь они и так подлежат наказанию в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговая служба в Письме от 21.09.2009 № МН-22-6/734@ указала, что постановка на учет плательщиков ЕНВД осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@ «Об утверждении форм заявлений о постановке на учет и снятии с учета организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Отметим, что, как следует из Письма ФНС России от 05.03.2009 № МН-22-6/168@, налоговая служба требует считать датой постановки на учет дату начала осуществления деятельности, указанную в формах, утвержден-ных упомянутым приказом.
Здесь же налоговики обратили внимание налогоплательщиков на то, что эти формы являются машинноориентированными и при их заполнении должны применяться Правила заполнения машинно-ориентированных форм документов, используемых при учете организаций и физических лиц, представленных на бумажном носителе, приведенные в приложении к Письму ФНС России от 21.01.2009 № МН-22-6/50@, а также размещенные на интернет-сайте ФНС (раздел «www.nalog.ru > Государственная регистрация и учет налогоплательщиков > Учет налогоплательщиков > предприниматель был оштрафован на 50 000 руб. Причем эта сумма образовалась после того, как суд нашел для него смягчающие обстоятельства: незначительность просрочки в постановке на налоговый учет, материальное положение, несоразмерность размера штрафа последствиям нарушения обязательства.
Отметим также указание ФАС ЗСО на то, что правонарушение, ответственность за которое была предусмотрена п. 2 ст. 117 НК РФ, относится к категории длящихся (Постановление от 01.08.2008 № А05-11252/2007). По нашему мнению, в отношении нынешней редакции Налогового кодекса, то есть п. 2 ст. 116 НК РФ, это означает, что нарушение считается совершенным, если налоговый орган докажет фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе, независимо от количества выявленных фактов такой деятельности.
В данной статье, как и в прежнем п. 2 ст. 117 НК РФ, нет отсылки ни к налоговым периодам, ни к ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Поэтому за указанное нарушение налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только один раз, а не по итогам каждого квартала.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей