Бонус не равно скидка: различия в налогообложении

НДС, так и налога на прибыль.

При наличии в договоре условия об уменьшении цены товара в случае достижения покупателем определенных показателей (условия о скидке) поставщик в целях определения налоговой базы по НДС учитывает выручку, уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 НК РФ), и покупатель принимает к вычету НДС, также исчисленный с суммы договора с учетом скидки (п. 2 ст. 171 НК РФ).

При этом, если скидка была предоставлена в момент реализации товара, то в первичных документах сразу отражается уменьшенная цена и уменьшенный НДС. В случае же, если скидка носит ретроспективный характер и цена товара изменяется уже после отгрузки товара и оформления накладной и счета-фактуры, то поставщику после предоставления скидки необходимо будет внести изменения в документы и налоговую декларацию, уменьшив начисленный в момент реализации НДС. После получения исправленного счета-фактуры покупатель обязан будет уменьшить сумму налоговых вычетов, полученных им при приобретении товара по первоначальной цене, посредством подачи уточненной декларации по НДС.

Что касается налога на прибыль, то в случае предоставления скидки поставщик должен поставить в доходы от реализации уменьшенную стоимость товара (п. 1 ст. 249 НК РФ), покупатель поставит в расходы также стоимость товара с учетом скидки (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ). При этом, вопрос о необходимости корректировки ранее оформленных документов и внесения изменений в поданные декларации по налогу на прибыль решается по аналогии с НДС.

В случае же предоставления покупателю бонуса (например, в виде подарка или дополнительной партии товара) у поставщика возникнет безвозмездная передача товаров, приравниваемая Налоговым кодексом к реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Как следствие, организация обязана будет исчислить и уплатить в бюджет НДС, при этом в расчет будет приниматься рыночная цена безвозмездно переданного товара (п. 2 ст. 154 НК РФ). Однако несмотря на то, что покупатель включит НДС с суммы переданного покупателю товара в налоговую базу и уплатит его в бюджет, у покупателя права принять этот НДС к вычету не возникнет, так как по смыслу п. 1 ст. 171 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС, предъявленные покупателю поставщиком при приобретении у него товаров.

При этом, в случае использования бонусной системы премирования «пострадает» не только поставщик, обязанный уплатить в бюджет дополнительную сумму НДС. Негативные последствия данной системы отразятся и на покупателе, но только в отношении налога на прибыль. Он должен будет поставить в доходы стоимость безвозмездно полученного товара и уплатить в бюджет налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Поставщик же может поставить произведенные на предоставление бонуса расходы в затраты, однако в этом случае он должен быть готов к спору с налоговым органом, ведь инспекция может настаивать на отсутствии у таких расходов направленности на извлечение доходов и, как следствие, неправомерности их включения в расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вернемся к указанным выше примерам.

В первом случае, когда предоставляется скидка, А (поставщик) обязан будет уплатить в бюджет 162000 руб. НДС в связи с реализацией 10 партий товара и поставить в доходы по налогу на прибыль 900000 руб., а Б (покупатель) возьмет НДС в указанной сумме к вычету и поставит в расходы стоимость приобретенного товара.

Во втором же случае на А, помимо 162000 руб. НДС в связи с продажей 9 партий товара, будет возложена обязанность уплатить в бюджет еще 18000 руб. НДС, исчисленного с цены безвозмездно переданной покупателю партии товара в качестве бонуса, а покупатель обязан будет увеличить налоговую базу по налогу на прибыль на 100000 руб. и уплатить в бюджет 20000 руб. налога.

Как видно из описанных примеров и их налоговых последствий, различные по оформлению, но схожие по содержащемуся в них экономическому смыслу системы мотивации покупателей имеют своим результатом различную налоговую нагрузку как на поставщика, так и покупателя. Поэтому важным при установлении правил поощрения клиентов является выбор грамотной правовой конструкции, которая помогла бы достигнуть желаемого экономического эффекта с возложением на сторон сделки минимального налогового бремени.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей