При заключении договора автострахования учтите нюансы

В начале года ВАС РФ признал недействующими некоторые положения Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (Подробнее о деле – в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» № 4, 2011, стр. 54). Однако не всегда бюджетные учреждения вправе проводить конкурс, если они хотят оформить договоры страхования автомобилей от угона и застраховать автогражданку…
Виды договоров автострахования Такие договоры бывают двух видов: страхования имущества (ст. 930 Гражданского кодекса РФ) – к ним относятся договоры добровольного страхования транспортных средств (КАСКО), по которым объектом страхования выступает автомобиль, а также риск его хищения (угона); страхования гражданской ответственности (ст. 931 Гражданского кодекса РФ), которое включает в себя страхование пассажиров, перевозимого ими имущества и ответственности перед третьими лицами (ОСАГО).
Порядок размещения заказов Бюджетные учреждения размещают заказы на оказание любых видов услуг, в том числе и страхования, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94 - ФЗ).
Решение о способе размещения заказа принимает заказчик (ч. 3 ст. 10 Закона № 94 - ФЗ).
Правда, заказы обязательно следует размещать через аукцион, если в отношении закупаемых услуг одновременно соблюдаются три условия (они прописаны в ч. 4 ст. 10 Закона № 94 - ФЗ):
1) заказ размещается не по конкретной заявке заказчика;
2) в отношении закупаемых услуг существует функционирующий рынок;
3) есть возможность сравнить услуги только по их ценам.
Размещение заказа на страхование имущества Названные условия выполняются в отношении КАСКО. Поэтому учреждение вправе применить в отношении этого вида страхования любую из предусмотренных в Законе № 94 - ФЗ процедур, в том числе провести открытый аукцион в электронной форме.
Размещение заказа на автогражданку В отношении ОСАГО перечисленные условия не выполняются. И вот почему. Вопросы обязательного страхования автогражданки регулируются Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Часть 2 статьи 8 этого закона определяет, что страховые тарифы (их предельные уровни), структура тарифов и порядок их применения страховщиками устанавливает Правительство РФ. Постановлением от 8 декабря 2005 г. № 739 установлены базовые тарифы, а также ряд фиксированных коэффициентов к ним, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Следовательно, для конкретного типа транспортного средства сумма страховой премии является фиксированной.
Таким образом, цена гражданско - правового договора бюджетного учреждения по ОСАГО в ходе размещения заказа не может изменяться. Иначе говоря, условие о возможности сравнения услуг только по цене не соблюдается. Следовательно, размещать заказ на ОСАГО бюджетные учреждения должны путем проведения открытого конкурса либо закупками у единственного исполнителя (если сумма договора не превышает 100 000 руб.). При проведении конкурса на закупку услуг ОСАГО в извещении и конкурсной документации учреждения должна быть указана начальная (максимальная) цена договора (лота), рассчитанная в порядке, установленном постановлением № 739. В документах также следует указать, что цена договора является фиксированной и не подлежит изменению.
Если учреждение в ходе проведения такой процедуры получит от кого - либо из участников торгов информацию о том, что установленная начальная (максимальная) цена договора (лота) рассчитана неверно, и такая информация будет соответствовать действительности, учреждению придется внести изменения в извещение и в конкурсную документацию в сроки и в порядке, предусмотренные Законом № 94 - ФЗ. Заявки участников по критерию «цена контракта» получают одинаковое количество баллов. Если бюджетное учреждение размещает заказ на ОСАГО путем проведения открытых аукционов в электронной форме или запросом котировок цен, это является основанием для того, чтобы контрольный орган в сфере размещения заказа выдал предписание об аннулировании электронного аукциона (если гражданско - правовой договор бюджетным учреждением не был заключен). Также контрольный орган может подать иск в суд о признании результатов размещения заказа и заключенного гражданско - правового договора недействительными.
Размещение заказов госорганами В отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и естественных монополий Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает специальное требование. Отбор организаций, осуществляющих оказание финансовых услуг (в том числе страхование имущества и ответственности), должен осуществляться «путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 18 Закона № 135 - ФЗ). Таким образом, перечисленные лица могут размещать заказы на КАСКО и ОСАГО только путем проведения торгов, независимо от суммы размещаемого заказа.
Важно запомнить
Размещать заказ на ОСАГО бюджетные учреждения могут через открытый конкурс либо, если цена договора не превышает 100 000 руб., путем закупок у единственного исполнителя. Размещать заказы на КАСКО допустимо любым возможным способом.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №5, май 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей