Тришкин бюджет

Тришкин бюджет













фото: Геннадий Черкасов





Никогда ранее я не ругал Минфин. Считал и считаю, что это одно из самых профессиональных ведомств в нашей стране. А его руководители зачастую демонстрировали аппаратную несгибаемость в схватках не только с лоббистами (а некоторые из них, особенно силовики, бывают иногда реально опасными), но даже с прямым начальством. Достаточно напомнить сенсационную отставку Алексея Кудрина в сентябре 2011 года, когда он публично заявил о нежелании работать с Дмитрием Медведевым.

С тогдашним президентом, а сейчас премьером Кудрин не поделил военный бюджет до 2020 года. Медведев, подталкиваемый военно-промышленным лобби, по неофициальной информации, изначально настаивал на 28 трлн рублей. Кудрину удалось сбить сумму до 20 трлн. Но и она, как показывают последние события, оказалась явно неподъемной для федерального бюджета. Именно из-за этого казну придется резать по живому. Все незащищенные бюджетные статьи (затем очередь наверняка дойдет и до них) сократят на 5%. Только за счет этой опасной операции в 2014–2015 годах Минфин сэкономит до 1,5 трлн рублей. Но это цветочки. Ягодки созреют, когда от казны отхватят все 10% — как недавно предложил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Кудрин может умыть руки — он же предупреждал, чем все закончится. А нам-то что делать? Конечно, можно все свалить на нового министра финансов Антона Силуанова. Тем более, он все время подставляется, делая вместе со своими замами достоянием гласности все новые и новые драконовские инициативы.

Так, Татьяна Нестеренко накануне озвучила сразу три из них: дефицит бюджета-2013 обнуляется за счет 900 млрд нефтегазовых рублей, которые не поступят в Резервный фонд, накопительная часть пенсий так называемых «молчунов» опять же обнуляется уже с 1 января 2014 года и замораживаются на три года зарплаты военных, правоохранителей и гражданских чиновников.

А теперь по порядку.

Минус 900 млрд рублей из Резервного фонда — это нарушение бюджетного правила, предполагающего прямое перечисление излишка нефтегазовых доходов в Резервный фонд, образующегося тогда, когда цены на нефть превышают $91 за баррель (сейчас цены колеблются около $110). А ведь это правило сам Минфин и пробивал. Как же ему после этого доверять?

Обнуление накопительной части пенсий, да еще всего через три месяца, — это вообще из разряда непозволительного обмана собственного населения.

Объясним. По новой пенсионной реформе, разработанной Минтруда и активно лоббируемой социальным вице-премьером Ольгой Голодец, работникам давали год — как раз 2014-й — для того, чтобы определиться с накопительной частью пенсии. Либо остаться «молчуном» (то есть оставить пенсионные накопления в распоряжении ВЭБа), а для этого делать ничего не надо. Либо все-таки написать заявление о переводе накопительной части в какой-либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или одну из частных управляющих компаний (УК). В последнем случае накопительная часть сохраняется в полном объеме — 6% от индивидуального счета в фонде заработной платы предприятия. «Молчунам» же Минтруда обещал оставить только 2%. Но остальные 4% не изымались бы в пользу казны, а пошли бы в страховую часть пенсии (16% от фонда зарплаты).

Расчет здесь в том, чтобы сократить дефицит Пенсионного фонда России (ПФР), который сейчас превышает 1 трлн рублей и погашается бюджетом. Гражданам же говорили, что страховая часть (из которой и платят нынешним пенсионерам) куда доходнее, чем накопительная. Действительно, в последние годы проценты ВЭБ по накопительной части были в среднем на 2% ниже инфляции. Зато НПФ давали на те же 2% больше. К тому же мировая практика показывает, что пенсию надежнее формировать минимум из трех источников: государственного (в России это будет только страховая часть), корпоративного (это когда пенсии накапливаются исключительно за счет работодателя, но не для всех работников) и частного (накопительной составляющей).

Казалось бы, Татьяна Нестеренко дело говорит: бегите в НПФ. Там и вам будет выгоднее, и ВВП хорошо, так как НПФ производят «длинные» деньги. Но, во-первых, сейчас только 16 млн трудоспособных граждан из 86 млн отдали свои деньги в НПФ. За оставшиеся три месяца все остальные этого сделать явно не успеют. А во-вторых, ведь обещали дать целый год на размышление и еще оставить 2%. Получается, нас опять обманули. И, кстати, сильно подставили Ольгу Голодец. Это она клялась, что никого не кинут. Вообще очень странное соревнование идет между Минфином и Минтруда. Первый требует помимо прочего не продолжать после 2016 года за полной бесперспективностью программу материнского капитала. А Голодец вчера предложила продлить ее до 2050 года...

Вместе с тем чиновники и военные тоже пострадают. Им заморозят зарплаты до 2017 года. Экономию рассчитали существенную. Только на Центральном аппарате Минобороны — 1,2 млрд рублей. Но ведь в 2018 году опять выборы президента. И если в 2012-м Владимир Путин фактически удвоил им зарплаты и пенсии, то почему бы не сделать того же в 2018-м?..

Эксперт «МК»:

Николай Вардуль, главный редактор «Финансовой газеты»:

Минфиновцам не позавидуешь. Они, как это говорится в голливудских фильмах, «только выполняют свою работу», но в глазах зрителей, в данном случае российских граждан, и далеко не только бюджетников, именно они превращаются в главных злодеев.

Сокращение расходов – трудная задача, она усугубляется тем, что решать надо быстро, от чего с порога отметаются решения, которые предлагали эксперты, авторы «Стратегии 2020», и на котором продолжает настаивать руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: сокращая расходы, меньше всего орудовать ножницами там, где расходы помогут будущему росту экономики, а к ним относятся расходы на инфраструктуру и на развитие человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение).

Минфиновский алгоритм: сначала тотальная мобилизация возможных доходов, потом отказ от расходов, которые дают немедленный и внятный эффект, а уже потом обращение к выбору иных статей расходов, которые можно сократить.

Речь идет о политике. Реформы, а сокращение бюджетных расходов должно превратиться в бюджетный маневр, делаются, как правило, не когда вокруг все и так хорошо, а именно в стрессовой ситуации. Значит, стресс не оправдание.

Что такое почти триллион из Резервного фонда, направляемые в бюджет в условиях, когда экономика еще не в кризисе? Это значит, бюджет уже в кризисе. Для Минфина экономика вторична, первична дыра в бюджете. Но это означает, что бюджет на 2013-2015 годы неадекватен. Раскупоривание Резервного фонда при ценах на нефть на рубеже $110 за баррель – постыдное признание в проведении неумелой бюджетной политики.

Предложение обнулить отчисления на накопительные пенсии для пенсионеров-молчунов – вообще перл. Минфин запросто лишает будущих пенсионеров, выбравших государственный ВЭБ, надежд на накопительную пенсию. Да еще в режиме спецоперации: без громкого предварительного оповещения и в пожарном темпе.

Зато идея заморозить индексацию зарплат госслужащих, военнослужащих, судей и прокуроров в 2014 году – позитивный шаг, он может снизить рост госаппарата. К нему стоит добавить перенос расходов в размере 300 миллиардов рублей на вооружения за 2016 год.

Но госаппарат – правящий класс сегодняшней России, он не смирится с поражением. Если это предложение сейчас и будет поддержано, то по мере приближения большого выборного цикла – в Госдуму и президентских госслужащие обязательно вернут свое.

Главное – в предложениях по сокращению госрасходов, которые разрабатывает Минфин, реальной реформы госфинансов не просматривается.

Правительство хочет отказаться от повышения зарплат госслужащим, военным, судьям и прокурорам на три года. Об этом журналистам сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По расчетам Минфина подобная мера даст возможность в следующем году сэкономить 31 млрд рублей, в 2015 году - 152 миллиарда, в 2016 году - 127 миллиардов. Напомним, 19 сентября, правительство должно рассмотреть проект нового трехлетнего бюджета. Дмитрий Медведев уже заявлял, что расходы казны в 2014-2016 годах, несмотря на ведомственные интересы, придется сократить не менее чем на 5%.

В последний раз госслужащих щедро наградили перед выборами президента в 2012 году. Первым повезло военным — их зарплаты и пенсии повысили почти в два раза. Вслед за ними поощрения посыпались в адрес всех силовиков, а потом и бюджетных работников. Годом президентских выборов все не ограничилось, рост оплаты труда продолжился в 2013 году.

По данным Росстата, средняя зарплата чиновников федеральных госорганов по итогам первого полугодия 2013 года составляла 69,4 тысячи рублей - рост почти 20% по сравнению с 2012 годом (55,5 тысячи рублей). На региональном уровне средняя зарплата госслужащих была на уровне 32,3 тысячи рублей (107,9% к первому полугодию 2012 года). Столько же в среднем получали служащие муниципальных органов власти, но у них зарплата росла быстрее - 10,5 процента к первому полугодию 2012 года. Однако у любой щедрости есть предел. Правительство собирается заморозить зарплаты госслужащим, военным, судьям и прокурорам на три года.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов озвучивал предложение почти вдвое сократить количество самих чиновников. Но не за счет ликвидации министерств и ведомств, а благодаря выведению части сотрудников из ранга госслужащих. Силуанов уточнял, что оставить статус госслужащих можно было бы работникам уровня замначальника отдела и выше.

Численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на конец июня 2013 года, по данным того же Росстата, составляла 38,6 тысячи человек. На региональном уровне на тот момент трудились 709,9 тысячи чиновников и еще 331,3 тысячи человек были заняты на муниципальной службе.

Работников много, и зарплаты у всех разные. Так что заморозка сама по себе не может сказаться на всех одинаково. Глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев рассказал «МК» о возможных последствиях инициативы Минфина и о трудностях, с которыми возможно столкнется правительство.

«У госслужащих всегда был свой порядок повышения оплаты труда, который регулировался решением правительства и указами президента. Например, 2 августа 2012 года был подписан указ «1100», который касался совершенствования оплаты труда работникам администрации президента.» - пояснил эксперт.

По словам Николаева, средняя зарплата сотрудника президентской администрации на 2013 год составила 171 тысячу рублей - выросла примерно на 66%. «Естественно, многие могли бы и согласиться с отказом индексации, на таком фоне заморозка не выглядит чем-то ужасным», - говорит Николаев.

Вместе с тем у рядовых госработников зарплаты не такие уж и большие, поэтому отказ от индексации может оказаться для них крайне чувствительным. Все это грозит тем, что люди будут попросту увольняться. «Сам по себе шаг неоднозначный. Нужно было оставлять индексацию, но в то же время подтягивать низкооплачиваемых сотрудников к высокооплачиваемым. Вот тогда и овцы были бы целы, и волки сыты», - заключает Николаев.

Правительство приняло решение сократить до нуля отчисления в накопительную часть пенсии для "молчунов", то есть для тех, кто не воспользовался правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда и чьи накопления остаются в ВЭБе. Об этом заявила 17 сентября журналистам первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Иными словами накопительная часть для «молчунов» будет составлять 0%, а не 2%, как это еще неделю назад обещало правительство.

Предполагалось, что с 2014 года в соответствии с утвержденной пенсионной реформой у "молчунов" отчисления в накопительную часть пенсии сокращаются с 6% до 2%, а оставшиеся 4% направляются в страховую часть. У тех же, кто доверил свои накопления частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду, размер отчислений в накопительную часть останется на уровне 6%.

Однако с подготовкой итоговых расчетов Минтруда задержалось. Из-за этого глава ведомства Максим Топилин несколько раз подвергался резкой критике со стороны Владимира Путина. Последний раз президент высказывал свое недовольство 7 мая 2013 года.

Но в конце концов на закрытом совещании у премьера 9 сентября все-таки одобрили пенсионную реформу окончательно. Спустя два дня вице-премьер Ольга Голодец даже сообщила, что кабмин урегулировал все вопросы по новой пенсионной формуле, которую предполагается применять с 2015 года.

Напомним, что уже с 2002 года пенсия складывается из страховой и накопительной частей. Работодатель из фонда заработной платы перечисляет в Пенсионный фонд 22%. Из них 16% идет на страховую часть пенсии работника, а 6 %- на накопительную. Правда, почти сразу работников которые родились раньше 1967 года уже лишили накопительной части пенсии.

Нововведение от Минтруда заключается в том, чтобы лишить накопительной части пенсии и всех остальных. Однако сразу эта идея не прошла. Поэтому был предложен компромиссный вариант. «Молчуны», которые не определились с тем, куда будет отправляться их накопительная часть пенсии (которой сейчас управляет ВЭБ) должны получать не более 2% от фонда заработной платы. Если кто-то хочет получать все «нынешних» 6% должны обратиться в негосударственный пенсионный фонд либо в частную управляющую компанию.

Тем не менее Голодец уточнила,что все пенсионные нововведения войдут в силу в 2015 году. Соответственно пенсионные законопроекты будут внесены в Госдуму только в ноябре этого года.

Но случилась сенсация. Опять неприятная. Представитель Минфина проговорилась. Будущих пенсионеров будут лишать их накоплений уже с нового года. "Принято решение делать не 4-2%, а 6-0%. То есть, или ты принимаешь решение 6% в накопительную, либо - 0%", — пояснила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Решение правительством уже принято, соответствующие изменения будут внесены в закон о бюджете на 2014-2016 годы, сообщил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев. "Да, у молчунов будет ноль — это решение правительства. Это будет внесено в закон о бюджете на 2014-2016 годы. И это Минтруд должен будет учесть в своем законопроекте.

Смысл его в том, что если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять 2%, надо ему оставить ноль. Тем более что по формуле это влияет на количество баллов, которые человек будет получать по новой системе", — сказал Моисеев.

По словам Нестеренко, пересмотр параметров выбора накопительного компонента позволит получить экономию около 350 миллиардов рублей в 2014-2016 годах. "С учетом того, что примерно 44% пенсионеров выбирают накопительную часть, дополнительная разница с этими двумя процентами составляет 102 миллиарда рублей в 2014 году, 116 миллиардов рублей — в 2015 году и 133 миллиардов рублей в 2016 году, — сказала Нестеренко.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей