Погружение в Поднебесную

Погружение в Поднебесную













фото: Екатерина Петухова





Скажу сразу: в Китай можно либо влюбиться по уши с первого раза, либо не полюбить совсем. Китайская философия — это образ жизни, который ты или понимаешь и принимаешь, или нет. Но хоть один раз с этим соприкоснуться нужно. Хотя бы чтобы познать себя. И так, как там, я нигде не понимала, насколько я адепт европейской цивилизации со всеми плюсами и минусами.

Начальной и конечной точкой на нашем маршруте был Шанхай. Город-космополит, финансовый и торговый центр Китая, чье население приближается к 30 миллионам! Шанхай расположен в устье реки Хуан Пу, которая делит город на две части — Пудун и Пуси. В этом роскошном мегаполисе можно, не скучая ни минуты, с легкостью провести неделю, сочетая развлечения в виде шопинга и вечерними посиделками в ресторанах на последних этажах небоскребов с видом на огни этого бесконечного города с интереснейшими экскурсиями к истокам китайской истории и культуры. Но мы, увы, провели в Шанхае лишь два дня. Тем не менее вкусить всю прелесть его смогли.

Первое, что поразило лично меня в Шанхае, — конечно же, небоскребы. В это сложно поверить, но они все разные по форме. И отнюдь не смотрятся бездушными гигантами. Наоборот — завораживают. И если, к примеру, сравнивать с Москвой, то наш знаменитый «Москва-Сити» по сравнению с тамошними строениями претендует, пардон, на одноэтажную застройку где-нибудь на окраине Шанхая. Небоскребам, как и городу, нет конца. Изредка между ними вписываются небольшие дома, причем довольно гармонично. Особенно величаво выглядит город с реки Хуан Пу в вечернее время. Оценить эту красоту можно, взяв часовой круиз по реке. Такой подсветки, признаюсь, я до этого не видела нигде. Все переливается разными цветами, и нигде игра огней не повторяется. Феерия красок продолжается до 10 вечера, потом небоскребы погружаются во мрак.

Среди каменных исполинов в самом центре Шанхая затерялся старый город с пагодами, садами и прудами. В Саду радости Юйюань бродят толпы туристов, не успевая запечатлеть каждый фрагмент красоты, созданной много веков назад человеческими руками. После неспешной прогулки народ разбредается по сувенирным лавкам, чайна-таунам, где проводят удивительную китайскую чайную церемонию, и многочисленным ресторанчикам. Самой большой популярностью пользуются пельменные. Пельмени здесь не просто национальное блюдо, это культ. В самую старую пельменную города очередь выстроилась на улице. Чтобы отведать их, люди готовы стоять часами.

В старом городе, облюбованном с утра и до вечера туристами со всех уголков мира, на английском говорит каждый торговец и официант. То же самое и в знаменитых французском и английском кварталах Шанхая, также заслуженно очень популярных у гостей. А вот за пределами так называемых туристических зон с английским языком все гораздо печальнее. К примеру, на нем почти не говорят таксисты, что доставляет, конечно, определенные неудобства для передвижения по городу на такси. Да и на улице англоговорящего китайца встретить довольно сложно: из десяти прохожих один-два смогут кое-как объясниться на английском. И тем не менее впечатления от Шанхая могут остаться только восторженные. Уже хотя бы потому, что в городе, где под тридцать миллионов жителей, практически нет пробок, если сравнивать их с московскими.









После Шанхая казалось, что города с еще большими масштабами просто быть не может. Выяснилось, что очень даже может. Три часа на самолете — и мы в Чунцине. Мегаполисе, растянувшемся на сотни километров, с населением около 34 миллионов. Вот что еще из окна автобуса по дороге из аэропорта убило наповал, так это организация движения. В одном месте я насчитала аж шесть уровней движения — несколько уровней для автомобилей, потом метропоезд, автобус, монорельс… И повсюду гигантские развязки. «Нам бы так!» — хором выдала вся наша группа.

Перед тем как отправиться в горы, мы заехали ненадолго в Чунцинский зоопарк. Однако вместо запланированных 15 минут провели там больше часа. И все это время — возле одних зверушек, малых красных панд, редкого вида животных. Умильные панды с аппетитом поглощали бамбуковые листья, ничуть не смущаясь окружившей их восторженной толпы, пытавшейся каждое движение этих чудесных животных запечатлеть на фотоаппарат. С трудом многочисленную русскую группу проводили назад к автобусам. А позже мы узнали, что в Китай из России организовывают специальные туры, чтобы посмотреть на панд. Ведь некоторые их виды живут исключительно в Поднебесной.

На следующее утро, уже в горах, нас ждала удивительная пешая прогулка по долине Черной горы. В природном заповеднике живут черные обезьяны, и некоторым туристам посчастливилось их увидеть издалека. Молодцы все-таки китайцы. Природные красоты есть практически везде, и удивить ими достаточно сложно искушенных туристов. Но надо видеть, как этот пеший маршрут обустроили. Проходы через пещеры, трясущиеся цепные мосты над рекой. В один момент мне стало даже страшновато: я оторвалась от группы и в полном одиночестве пошла по трясущемуся мосту в полуметре высоты над водой в окружении скал на расстоянии вытянутой руки… Сильные впечатления.

Неподалеку от долины Черной горы, в уезде Улун, есть еще одно уникальное место — три природных моста, памятник ЮНЕСКО: Цинлун — Зеленый Дракон, Тяньлун — Небесный Дракон и Хэйлун — Черный Дракон. А кроме того, в горах Улуна проходит потрясающее шоу, которое я не забуду никогда. Шоу «Улун. Впечатления» режиссера Чжана Имоу, того самого, который ставил открытие Олимпиады-2008 в Пекине. «Фишка» в том, что декорациями является сама природа, в данном случае горы. С помощью невероятных световых спецэффектов мастер создал зрелище, от которого мурашки по коже. Величественная музыка, сотни актеров, все понятно и без знания китайского языка. Нам рассказали историю китайских бурлаков. Публика в восторге.

С Чунцином мы попрощались на городской пристани «Чаотяньмэнь» — «Ворота в небо». Откуда отправились в трехдневный круиз по реке Янцзы. Первая остановка была на следующий день в городе Фэнду. Спустившись с лайнера на берег, мы поднялись на гору Пиндушань, чтобы увидеть древний Город духов с причудливыми изваяниями, изображающими человеческие грехи. А в последний день круиза корабль зашел на территорию трех ущелий в окрестностях города Ушань. Первое ущелье — Цютан, самое короткое по протяженности (8 км), но самое узкое и свирепое. 2000 лет назад захоронения здесь проводили необычным способом — сооружали висячие гробы, которые поддерживают деревянные леса. Второе — Уся, протяженностью 45 км. Здесь, по легенде, богиня Яо Цзы и одиннадцать ее сестер уничтожили коварных речных драконов и превратились в горы, расположившись так, чтобы помогать навигаторам переправлять суда по реке.

Третье ущелье — Силин, тянущееся на 76 км. Закончился наш круиз посещением самой большой дамбы в мире — дамбы «Три ущелья».

Последними пунктами в нашей экскурсионной программе стали два горячо любимых европейскими туристами города — Ханчжоу и Сучжоу. Белый город Ханчжоу с озером Сиху в самом центре очень отличается от всего того, что мы видели в Китае до этого. Быть может, потому что он выглядит очень европейским. Однако достопримечательности здесь самые что ни на есть китайские: Пагода шести гармоний, Храм прибежища души с каменными статуями, вырезанными в скалах, — датируется IV веком. Но Ханчжоу знаменит не только этим. Лишь здесь выращивается зеленый чай, который знают и почитают во всем мире — лунзин, что в переводе «колодец дракона». Сами китайцы его не пьют, он очень дорогой и идет в основном на экспорт. Причем чайным торговцам нельзя закупать на продажу больше определенного количества в неделю. Чайные плантации раскинулись вокруг всего города. Работа по сбору лунзина ювелирная: отдельно каждый листик, причем только молодые листочки. Если листик продержится на кусте дольше хоть на день, он уже не годится для приготовления этого элитного чая. За 100 граммов самого свежего и ценного сбора на плантации просили около 1500 рублей. И после того как мы его продегустировали, не купить его было невозможно. Он бодрит в сто раз лучше всякого адреналина.

Также невозможно отказаться и от изделий из шелка на родине этой ткани в городе Сучжоу. Шелковая фабрика производит абсолютно все — белье, подушки, халаты, тапочки, одежду. Цены очень кусачие, но вещи, как говорят знающие люди, служат годами.

Для меня Китай остался страной-загадкой. Изначально, признаюсь честно, я его не полюбила и не поняла. А теперь, спустя несколько месяцев, воспоминания остались только радужные.

За помощь в организации поездки благодарим Русско-Китайский клуб и Дом журналистов Москвы.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей