У российского села марокканское будущее?

У российского села марокканское будущее?













фото: ru.wikipedia.org





Есть в северной Африке небольшое арабское королевство Марокко. Страна достаточно бедная, с высоким уровнем безработицы, ее влияние на мировую экономику невелико. Какое дело может быть огромной России до крохотного Марокко? Казалось бы, интерес оно может вызвать разве что у туристов. Но не все так просто. Королевство является монопольным производителем и крупнейшим экспортером фосфатов – одного из ключевых видов сырья для химической промышленности. И теперь усилиями монопольного российского производителя апатитового концентрата "Фосагро" и Федеральной антимонопольной службы от положения дел в далеком королевстве, возможно, будет зависеть продовольственная безопасность России, да и в значительной степени состояние экономики в целом.

На протяжении нескольких месяцев в Московском арбитражном суде рассматривается дело о заключении контракта между ОАО "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химкомбината" и ОАО "Апатит" (аналогичные иски к "Апатиту" подали ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" и россошанское ОАО "Минеральные удобрения"), поставляющего кирово-чепецкому предприятию апатитовый концентрат, используемый в производстве минеральных удобрений. "Апатит", входящий в холдинг "Фосагро", производит более 75% апатитового концентрата в России, что по закону обязывает предприятие заключить контракты с традиционными покупателями по цене, которая не будет монопольно высокой. Если у сторон не получается договориться самостоятельно, контракт обязывает заключить суд.

Еще в 2011 году "Фосагро" добровольно заключило контракт с ЗМУ КЧХК и ВМУ на поставку апатитового концентрата до конца 2013 года. Цена поставок, по его условиям, ежегодно корректировалась на индекс производителей промышленных товаров. Такая ситуация, казалось бы, устраивала всех: потребитель был застрахован от монопольного завышения цен, а продавец мог быть уверен, что изменения цены отражают и рост себестоимости продукции, и общеэкономическую ситуацию.

Однако продлить контракт на тех же условиях еще на три года "Фосагро" отказалось. Компания заявила, что в рамках добровольно заключенного контракта ей пришлось работать себе в убыток. При этом в инвестмеморандуме при допразмещении своих акций в мае 2013 года на Лондонской бирже "Фосагро" рапортовала лишь о значительных финансовых успехах (выручка в 2012 году – $ 3,4 млрд) и не упомянула об убыточности поставок на внутренний рынок — а это не та информация, которую публичная компания может ненароком "забыть" сообщить своим инвесторам.

При заключении нового контракта "Фосагро" предлагает привязать цену своего апатитового концентрата, в том числе, к цене марокканских фосфатов. В этом случае в 2011 году тонна апатитового концентрата стоила бы не 3,2 тыс. руб., а вдвое больше. Замысел монополиста в данном случае понятен. Неясно одно – при чем тут вообще марокканские фосфаты, и почему цена на апатитовый концентрат должна быть привязана к цене другого товара, не являющегося заменителем апатитового концентрата.

Тем не менее, ФАС поддержала предложение монополиста и включила пункт о марокканских фосфатах в свои "Правила недискриминационного доступа на рынок апатитового концентрата". Правда, как потом выяснил Высший арбитражный суд, для издания подобных документов у ФАС нет ни законных оснований, ни полномочий. Пытаясь исправить ситуацию, ФАС спешно переименовала "правила" в "рекомендации", указав, что они предназначены исключительно для добровольного применения хозяйствующими субъектами. Но одновременно потребовала пересмотра решения суда на основе этих "рекомендаций". Как отмечают эксперты, подобные действия не просто противоречат самому смыслу существования ФАС, но и нарушают нормы ВТО, являясь, по сути, попыткой государственного регулирования ценообразования.

Кроме того, если внутрироссийский рынок апатита окажется привязан к марокканскому рынку фосфатов, российские производители и потребители удобрений будут зависеть от политической и экономической ситуации в далеком африканском королевстве, где рынок фосфатов жестко контролируется государством, а значит зависит от любых капризов семьи короля Мохаммеда VI. Политикой короля и уровнем коррупции недовольны многие категории населения, включая религиозных радикалов. В 2011-2012 страну охватили бунты и массовые беспорядки. Неизвестно, что станет с рынком марокканских фосфатов, если в королевстве вдруг случится революция.

Но даже если Марокко не преподнесет сюрпризов, привязка к марокканским фосфатам означала бы уже сейчас двукратное увеличение цены апатитового концентрата для российских производителей минеральных удобрений.

Тот же холдинг "Уралхим", в состав которого входят ЗМУ КЧХК и ВМУ, треть своей продукции (а это два миллиона тонн) поставляет на внутренний рынок. Если вдвое вырастут цены для российских аграриев, они просто не смогут эту продукцию покупать. И это не считая того, что один из трех заводов-потребителей – "Воскресенские минеральные удобрения" – просто будет вынужден остановить производство, которое станет для него нерентабельным, и на улице окажутся более 2 тыс. работников предприятия. В недавнем интервью гендиректор "Фосагро" Максим Волков уже посоветовал "Уралхиму" не пытаться сохранить в Воскресенске фосфорное производство и заняться другим бизнесом, например, построить другой завод.

А тем временем само "Фосагро" сможет радовать инвесторов в Лондоне еще более сильными финансовыми показателями.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей