Сказка о прекрасной сапожнице

Сказка о прекрасной сапожнице







Для самих финнов удивительно, что Финляндия за ее границами воспринимается исключительно как место рождения Санта-Клауса, празднования Рождества и Нового года. Безусловно, эта северная страна — одно из лучших мест в мире для встречи по-настоящему сказочного праздника. Таких заснеженных елей и чистого воздуха, пожалуй, нигде не найти. Однако настоящая морозная зима — далеко не все, чем примечательно это место. В Суоми — именно так называют свою родину финны — проходит множество фестивалей, концертов мировых звезд, тематических мероприятий и событий. Страна откроется совсем по-другому, если съездить в туры по королевским местам, землям расселения викингов, походить по средневековым замкам и соборам. «А еще мало кто знает, что летом в Лапландии температура достигает 25–30 градусов. Там удивительная природа, потрясающие места. У нас обязательно нужно побывать», — говорит директор национального туристического офиса Финляндии Арто Асикайнен.

 





Сказка о прекрасной сапожнице


















 

Турку — лучшее место для того, чтобы узнать местную историю. Город считается самым древним поселением страны. Официальная дата его основания — 1229 год. Однако шведы оказались здесь намного раньше, в 1155-м. Тогда король Эрик IX совершил свой первый крестовый поход на эти земли, приведя с собой не только армию, но и английского епископа Генри, который стал первым святым покровителем финнов. К слову сказать, именно из Турку началось распространение по всей стране сначала христианства, а потом и Реформации.

Одна из главных достопримечательностей города — средневековый кафедральный собор. Он тесно связан с именем епископа, поскольку главная церковь страны была в свое время основной резиденцией священнослужителя. Толстые кирпичные стены, витражи XIII века и торжественность обстановки заставляют посетителей приглушить голоса и проникнуться особенной атмосферой этого места. На территории собора до конца XVIII века проводились захоронения. И, пожалуй, самое известное из них — саркофаг королевы Катарины, или «финской Золушки». В свое время она стала женой Эрика XIV и королевой Швеции, а до этого была лишь трактирной служанкой и любовницей короля.

Еще одно место, дышащее историей, — музей ремесел Луостаринмяки. Это 18 кварталов деревянных домов XVIII–XIX веков, расположенных под открытым небом. Такого сосредоточения исторических построек, не перенесенных, а именно стоящих на своих местах вот уже на протяжении трех столетий, нет нигде в мире.

По словам работников этого заповедника, самые старые дома датированы 1785 годом, «новые» — 1808-м. Срубы были возведены тогда еще за границами города и считались трущобами для низших сословий: среднего класса и ремесленников. Удивительно, что после огромного количества пожаров и, самое главное, после великого пожара 1827 года они все-таки уцелели до нынешних дней.

— Само место находится на возвышенности, на холме Вартиовуори. В XIX веке это была скала, которую окружал густой лес. Именно поэтому, пока горел Турку, расположенный ниже, деревня осталась в безопасности. Две трети города лежало в руинах, — рассказывает сотрудница музея Вийола.

 





Сказка о прекрасной сапожнице


















 

По ее словам, для того чтобы оградить дерево от влаги и насекомых, сейчас постройки обрабатывают специальным раствором. Но одним из важных правил нахождения на территории музея является запрет на прикосновение к уникальным избушкам. Как говорят музейные служители, самое худшее для дерева — это не погода, а пальцы человека. Бактерии за десять лет могут разъесть материал, простоявший до этого столетия.

Кроме того, место уникально тем, что здесь можно увидеть будничную жизнь людей того времени, чем они занимались, как устраивали свой быт. Каждый домик — это отдельный мини-музей со своими экспонатами, убранством, характерным для того или иного ремесла и, конечно, работающим в нем мастером. Таких специалистов насчитывается около тридцати. Все умельцы уникальны, поскольку нынешний индустриальный Турку постепенно утрачивает секреты ремесленного труда.

— Мы все ходим в одежде XVII–XVIII веков. Кстати, сделанной на территории нашего Луостаринмяки. Важно, чтобы гости погружались в атмосферу того времени, — объясняет Вийола.

Пышные юбки, белые чепцы, теплые шали, настоящая кожаная обувь и, конечно, фартуки. Портной, табачник, бакалейщик, пекарь, мастер коврового дела, часовых дел мастер и многие-многие другие. Все они живые экспонаты, а заодно и экскурсоводы. Эти люди, не отрываясь от работы, с удовольствием рассказывают о своем деле и его истории.

 





Сказка о прекрасной сапожнице


















 

Ханна вручную делает обувь. Когда я зашла, она сидела перед окном и доделывала очередной башмак, аккуратно пришивая замоченную кожу к полуготовой модели. На вопрос, тяжело ли ей и не мужская ли это профессия, она, улыбнувшись, сказала: «Нет, вы что! Наоборот, важна нежность женских рук. Мокрая кожа — очень тонкий в работе материал. Его легко порвать. Да и сила здесь не главное, а важно умение». По словам Ханны, технологии она училась у старого мастера, брала личные уроки. «В институте искусств, который я закончила по специальности „дизайн“, такого опыта не найти. Мастера исчезают, а жаль», — поделилась Ханна. Сама она была обута в сшитые своими же руками высокие сапожки на пуговицах. «Тогда были целые технологии не только производства обуви, но и ее ношения. Вот, например, мои можно застегнуть только с помощью специального длинного крючка», — поделилась секретом девушка.

Показала она и два небольших сосуда с водой, висевших на уровне ее головы, на подставке. Оказывается, в прежние времена их использовали в качестве своеобразной лампы или увеличительного стекла, дающего проекцию света от свечи на место, которое нужно было осветить. «Такие приспособления давали узконаправленный луч, которого хватало, для того чтобы закончить свою работу и ночью», — добавила Ханна.

Этот музей — островок истории, город в городе. Здесь есть своя почта, маленький магазинчик, где можно купить старинные сладости и финские ремесленные изделия. Луостаринмяки известен и тем, что на его территории ежегодно проводятся недели ремесленного искусства, фестивали ручного труда, где люди могут не только посмотреть, но и попробовать сделать что-то сами.

Тренер по гольфу Ульяс встретил нас широкой улыбкой. После того как он выяснил, что из всех десяти учеников никто до этого в гольф толком не играл, его настроение еще больше улучшилось.

— Я люблю русских, с вами приятно общаться. Вы очень открыты и любите поговорить. А кроме того, вы быстро учитесь. Мне приходится давать уроки и представителям других стран, но с вами легче всего, — сделал нам комплимент Ульяс.

Он, спортсмен с 15-летним стажем, рассказал нам, что научиться игре за отведенные два часа, конечно, невозможно. Но попробовать и понять, твое ли это, можно сразу. И, видимо, для усиления эффекта сказанного Ульяс картинно забил мяч в лунку. Вся группа ахнула от восхищения. Мы с нетерпением ждали момента, когда можно будет взять в руки клюшки.

— Гольф — один из сложных видов спорта. Здесь наравне с умением, опытом и, конечно, техникой важны тактика и стратегия. И, пожалуй, еще одно качество, которое не помешает, — терпение. Получается не сразу. Важно набить руку, не забывая о позиции рук, головы, мяча ну и собственно клюшки, — вводил нас в курс дела тренер.

Он рассказал, как правильно держать «инструмент», и дал команду: «Взять клюшки». Все тут же схватили орудия и начали прицельную «стрельбу», стараясь, как и объяснил наш гуру, смотреть на мяч, немного согнуть колени, не болтать руками и немного при ударе коснуться травы. Кажется, первый показанный нам удар назывался «питч», то есть недалекий бросок с высокой траекторией, после которого мяч не должен катиться. Надо сказать, получилось мало у кого, но все размахивали клюшками, как заправские гольфисты.

 





Сказка о прекрасной сапожнице


















 

А пока мы старались, Ульяс напомнил об истории зарождения игры. «Считается, что гольф придумали шотландские пастухи, которые с помощью посохов загоняли камни в кроличьи норы. Сама игра существовала уже и в XIV веке, а в XV веке даже вышло несколько законов, запрещающих в нее играть. Однако территория игры разрасталась, в XVII веке играли уже в Нидерландах. В современном виде гольф оформился опять же в Шотландии», — рассказал нам тренер.

По его словам, финские гольф-поля хороши тем, что от игроков не требуют так называемого гандикапа — числового показателя игровых способностей гольфиста, наработанных за прошлые раунды. Вне зависимости от того, профессиональный ты игрок или только начинающий, тебя пустят не только на мини-гольф-поля, но и на нормальную игровую площадку.

В процессе игры изучили мы и несколько других ударов. После первого часа рука начала ныть, а в конце второго стало хоть что-то получаться. В дальнюю лунку я, естественно, не попала, но зато мяч оказался в ближней, находящейся в так называемом хазарде (участок игрового поля, специально сооруженный, чтобы усложнить игру). Уж не знаю, сложно ли туда попасть профессиональным игрокам, но я была крайне горда своей победой!


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей