Деньги на госзаказ спускают как на ветер

Деньги на госзаказ спускают как на ветер













фото: Геннадий Черкасов





«МК» проанализировал несколько одиозных столичных госзаказов.

Скажем прямо — для этого не пришлось обращаться к услугам оппозиционных властям сайтов. Все данные содержатся в информационно-аналитическом издании «Бюллетень оперативной информации «Московские торги». Там же и приводится достаточно жесткая критика «удивительных» госзакупок. Никого не смущает, что журнал издается при финансовой поддержке Департамента СМИ и рекламы столицы. Сотрудники издания считают, что они работают в русле антикоррупционной политики, проводимой мэром города.

Надо сказать, что в сфере столичных госзакупок есть что анализировать.

Взять контракты по позиции «Вагоны метрополитена» (срок исполнения — 1 декабря 2011 года). Согласно данным официального сайта www.zakupki.gov.ru, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга в 2011 году размещал 2 заказа на поставку вагонов на открытом аукционе в электронной форме. Стоимость первого контракта (на 16 вагонов) — чуть более 299 млн. руб., второго (на 8 вагонов) — менее 193 млн. руб. Простой расчет показывает: по первому контракту цена вагона составила 18 689 млн. руб., по второму — 24 112 млн. руб. Поставщик — ЗАО «Вагонмаш» (Санкт-Петербургский завод).

В это же время Департамент транспорта и связи Москвы делает госзаказ на 80 метровагонов. Никаких аукционов — в документах фигурирует единственный поставщик, ОАО «Метровагонмаш» (Мытищинский завод). Стоимость контракта — 5 863 704 млрд. руб., то есть столичной подземке каждый вагон обходится в... 73,296 млн. руб.

За счет чего столь значительная разница в цене? Может, дело в разных поставщиках?

Вовсе нет. В том же, 2011 году администрация Екатеринбурга устраивала два открытых аукциона в электронной форме. Цена первого контракта на 4 вагона — 114 млн. 400 тыс. руб., второго (также на 4 вагона) — 99 млн. руб. В первом случае каждый метровагон обошелся в 28 млн. 600 тыс. руб., во втором — в 24 млн. 750 тыс. руб. Поставщиком в обоих случаях выступило то же ОАО «Метровагонмаш».

Аналитики «Московских торгов» попытались докопаться до истины. И дозвонились начальнику отдела сбыта «Метровагонмаша» Николаю Поздняку, который объяснил, что екатеринбургские и московские вагоны — это «в принципе разные вагоны, это как сравнивать «Запорожец» и «Мерседес».

Хорошо. Предположим, что в Екатеринбург поступают старые «полосатики», а в столицу — новые вагоны, с климат-контролем, системой обеззараживания воздуха и прочими чудесами техники. Так неужели эти «чудеса», которые, впрочем, в развитых странах давно вошли в привычку, дают прибавку в 45–50 млн. руб. за каждый вагон?

 





Деньги на госзаказ спускают как на ветер


















 

При ответе на этот вопрос эксперты выразили сомнение как минимум в двух вещах. Во-первых, по мнению члена общественного движения «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, сравнивать подмосковные вагоны с европейскими еще рано, они явно уступают и в комфорте, и в дизайне, и в качестве изготовления. А во-вторых, очень странно, что способом размещения заказа стал не аукцион, а «единственный поставщик», ведь «Метровагонмаш» отнюдь не является монополистом. Более того, председатель общественной организации «Союз поставщиков госзаказа» Максим Шишкин сообщил, что вообще не нашел протоколов тендеров на сайте www.zakupki.gov.ru. «Остается предположить, что репутацию „единственного и неповторимого“ мытищинскому заводу в столичном метро создали бескорыстно, из чувства патриотизма», — делают вывод сотрудники бюллетеня.

Другой парадокс аналитики обнаружили, проанализировав заказ на содержание приюта для бездомных собак в Восточном округе в 2012 году. Его общая стоимость 160 млн. руб., и он является одним из самых дорогих (заказчик — Департамент города Москвы по конкурентной политике).

Проведя вычисления, наши коллеги обнаружили: одна собака в питомнике «съедает» 4900 бюджетных рублей в месяц. Для сравнения: пособие на ребенка от 1,5 до 3 лет составляет 2600 руб. (с 2012 года, до этого было 1300 руб.); размер максимального пособия по безработице — 4900 руб., а прожиточный минимум российского пенсионера — 4961 руб. (с 7 января 2012 года). Как говорится, без комментариев.

Лес рубят — щепки летят. Иногда это выражение приобретает буквальное значение. 30 сентября 2011 года был объявлен открытый аукцион в электронной форме (дословно) «на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по уборке сухостойных и упавших деревьев с дроблением пней и утилизацией порубочных остатков» на территории ПКиО «Фили». Победителем стало ООО «Зеленые насаждения», которое вызвалось провести работы за 17,3 млн. руб. к 15 декабря 2011 года.

В смете был прописан огромный объем работ — подобрать с земли пять тысяч деревьев, вывезти за город 4,3 тыс. тонн щепы. Однако корреспондент журнала в самом парке обнаружил лишь множество пней и валежника — и никаких уборочных работ.

Подрядчик на голубом глазу заявил, что «выполнение мероприятий было затянуто в связи с мелкими бюрократическими проволочками». А замдиректора ПКиО «Фили» Андрей Воробьев сообщил, что «уже идет приемка работы». Между тем на территории парка особых изменений так и не произошло. Эксперты не сомневаются: через некоторое время, после очередного визита большого начальства (к слову, в сентябре парк посетил Сергей Собянин), снова встанет вопрос о том, что нельзя держать парк в таком запущенном состоянии, и будут выделены новые миллионы на распил сухостоя. Нынешняя «уборка» тоже ведь далеко не первая...


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей