Эксперт: России не подойдет китайский «сценарий» снижения цен на бензин

Эксперт: России не подойдет китайский «сценарий» снижения цен на бензин

«Мы наплевательски развалили все здание маневрирования в нефтянке»

C 26 июня Китай объявил о снижении внутренних цен на бензин, а заодно и дизельное топливо. Снижение составило 55 юаней (около 8,5 доллара) за 1 тонну и стало уже пятым с начала текущего года, сообщает китайское агентство “Синьхуа». Разительный контраст по сравнению с процессами, происходящими на том же поприще в нашей стране, отмечают эксперты. Весь вопрос только в том, чем вызвана разница в подходах и какова цена вопроса.

фото: Кирилл Искольдский

Отныне тонна бензина в КНР будет стоить от 8795 юаней (1,37 тыс. долларов) до 8220 юаней (1,28 тыс. долларов) в зависимости от размера выделяемых центральными властями субсидий тому или иному региону страны. При этом очередное снижение цен стало следствием целенаправленной госполитики Китая в этой области. Цены на внутреннем рынке КНР зависят от мировых котировок на сырую нефть. И если те приводят к изменению стоимости тонны нефтепродуктов на внутреннем рынке больше, чем на 50 юаней и дольше, чем на 10 рабочих дней, розничные цены на бензин и дизельное топливо тоже корректируются.

Впрочем, эти действия китайских властей, как пить дать способные вызвать жгучую зависть россиян и в первую очередь автолюбителей, имеют обратную сторону, разъяснил «МК» ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников:

- Это — не экономическое решение, а в чистом виде социально-политическое, вызванное опасениями китайского руководства, что реальная инфляция в КНР вот-вот превысит заявленный трехпроцентный уровень, официально считающийся для страны приемлемым. Вот в качестве инструмента настройки там и выбрали регулировку цен на бензин, как в свое время это было в Советском Союзе с ценами, скажем, на мясо. Правда, в отличие от СССР, регулирование цен на бензин в нынешнем Китае не приведет к дефициту топлива, поскольку Китай является крупнейшим мировым импортером топлива. Однако это ляжет тяжелым бременем на бюджет страны, поскольку вызовет необходимость дотировать цены. Вопрос лишь в том, каким образом государство будет компенсировать разницу между ценами, по которым оно покупает нефть и продает. А вариантов немного. Либо прямые государственные дотации китайским компаниям, либо стимулирование дешевых кредитов, либо налоговые льготы. Однако в любом случае стремление таким образом не допустить ухудшения социально-экономической обстановки чревато в будущем серьезными экономическими перекосами.

Примечательно, что Россия в этой области социально-политическому решению предпочла как раз экономическое, подчеркнул эксперт. Отсюда и рост цен на отечественных автозаправках, принявший в последние месяцы такой темп, что именно эта тема открыла «горячую линию» с президентом тремя неделями ранее:

- В отличие от Китая, Россия в большей степени склонилась к экономическому решению,- отметил Масленников.- Рост цен на бензин в нашей стране главным образом был вызван тем, что в какой-то момент мы наплевательски развалили все здание маневрирования в нефтянке, которое пытались встраивать с 2015 года. Сейчас мы взяли ситуацию под контроль. Но меры, предпринятые в нашей стране, более приближены к экономическим, чем в Китае. Это, конечно, их право. Весь вопрос лишь в том, как, когда и чем они будут расплачиваться за свой нынешний выбор. Лично я не сомневаюсь, что он создаст дополнительную напряженность в финансовой сфере Китая, и без того переживающей сейчас достаточно сложный момент. Не исключаю даже, что именно Китай становится одним из основных кандидатов на роль зачинателя очередного мирового финансово-экономического кризиса.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей