Последние тенденции на рынке кредитных карт

Последние тенденции на рынке кредитных карт

Винтажный пластик

Рынок кредитных карт вышел из «мертвой зоны»: по итогам первого полугодия его объем достиг максимального с начала 2016 года значения. Тем не менее лишь четверть экономически активного населения пользуется этим финансовым решением. Более того, клиенты перестают быть основным источником дохода для банков в данном сегменте, тренд будущего — кредитка как маркетинговый инструмент и комиссионный продукт.

фото: Наталия Губернаторова

В прошлом году рынок кредитных карт, как и большинство сегментов розничного банковского ретейла, стагнировал: небольшой прирост к совокупному кредитному портфелю физических лиц обеспечила в основном ипотека с господдержкой. В этом году лед вроде бы тронулся: по данным банка «Тинькофф», к 1 июля 2017 года объем рынка кредитных карт превысил 1 трлн рублей, достигнув максимального с начала 2016 года значения (плюс 22,6 млрд в первом квартале, плюс 22,8 млрд во втором). Крупнейший оператор ниши, Сбербанк, тоже в позитиве: прирост его собственного портфеля кредитных карт за семь месяцев 2017 года в 2,5 раза превысил аналогичную динамику прошлого года.

Впрочем, даже лидеры рынка в своих оценках предпочитают оперировать абсолютными, а не относительными показателями: хвастаться особо нечем, потому что плюс всего лишь вывел рынок из состояния стагнации, да и то за счет крупнейших участников. «Несколько лидирующих игроков существенно нарастили долю, но основная масса банков либо осталась на уровне 2016 года, либо несколько снизилась в объемах карточного кредитования. Это связано с тем, что многие банки в целом сейчас неактивно кредитуют», — рассказывает управляющий Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах-банка Елена Веревочкина.

Наученные последними кризисами, банкиры предпочитают выдавать один из самых рискованных с точки зрения возвратности продуктов только качественным заемщикам — зарплатникам, уже прошедшим проверку временем действующим клиентам с положительной кредитной историей, сотрудникам компаний-партнеров.

Ценники на кредитки по-прежнему высоки. Если постараться, в продуктовых линейках можно отыскать предложения от 15–20% годовых, но реальная эффективная ставка для среднестатистического клиента вряд ли составит меньше 25–30%.

Хотя финансисты ссылаются на планомерное снижение ставки рефинансирования как повод уменьшить стоимость заемных денег для клиентов, политика регулятора никогда особенно не влияла на ценообразование по кредиткам и потребкредитам. Они были и остаются самыми опасными в части просрочки, а значит, и самыми дорогими розничными финансовыми инструментами.

Да, ради рекламы банки понизили ставки по кредиткам на несколько процентных пунктов, но в случае с пластиком в отличие от, скажем, ипотеки такая скидка мало что дает конечному потребителю: торт «Наполеон» не станет менее жирным, если с него снять верхний слой. Так и с кредитками.

«Процентная ставка — не самый важный параметр для кредитной карты: всегда есть льготный период и возможность не платить проценты», — рассказывает руководитель службы банковских карт банка ВТБ Мария Точилова. Звучит почти вызывающе: с каких это пор стоимость кредита перестала быть главным критерием для заемщика? Но утверждение звучит парадоксально только на первый взгляд.

Не исключено, что со временем финансово грамотным клиентам кредитные лимиты вообще будут доставаться почти даром. Пластиковые банкиры постепенно начинают задумываться о рокировке в части дохода от кредитных карт. Если сейчас львиную долю заработка кредитора формируют классические процентные «сливки» от высоких ставок, то в будущем, возможно, многие игроки предпочтут зарабатывать на комиссиях от торговых партнеров и платежных систем.

Уже сейчас кредитные карты в их классическом виде отпугивают клиентов ценником. Так как доходы населения в обозримом будущем вряд ли заметно вырастут, скоринг банков в сегменте кредитных карт не будет смягчаться. Иными словами, раздав кредитки всем качественным заемщикам (а их остается все меньше), банкиры столкнутся с печальной реальностью: бесполезным пластиком.

Логично, что финансовые организации пытаются форматировать продукт. Так, в их линейках появляются карты-рассрочки и пластик с возобновляемым грейс-периодом. Если клиент будет соблюдать дедлайн и аккуратно пользоваться беспроцентными деньгами, то действительно сможет получать заемные деньги бесплатно или почти бесплатно. А банк, получив комиссионный доход от партнеров, возьмет «бесплатного» заемщика в оборот за счет кросс-продаж. То есть бесконечный грейс-период станет каналом привлечения новых клиентов в другие продуктовые сегменты, а кредитные карты — способом получения комиссионного дохода и маркетинга. Да, маржа сегмента снизится на несколько порядков, но рынок сможет избежать неминуемой смерти и продолжит существование хотя бы в таком странном виде.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей