Социолог объяснил феномен розовых очков: россияне «полюбили» кризис

Социолог объяснил феномен розовых очков: россияне «полюбили» кризис

Доля тех, кто чувствует на себе влияние тяжелой экономической ситуации, парадоксально снизилась

Соцопросы последних недель зафиксировали улучшение общих настроений россиян, что может говорить о некотором смягчении кризиса. В то же время тенденции в покупательском поведении свидетельствуют не о том, что кризис ослабел, — просто люди приспособились жить в новых условиях.

фото: Геннадий Черкасов

Противоречивые данные, в частности, содержатся в отчете, подготовленном международной аналитической компанией GfK. Во втором квартале 2016 года более половины россиян (53%) сообщали, что кризис непосредственно затронул их семьи. В третьем квартале доля тех, кто почувствовал на себе влияние тяжелой экономической ситуации, снизилась до 46%. При этом почти четверть опрошенных уверены, что через год ситуация изменится к лучшему. Чем вызван такой оптимистический крен в настроениях? С этим вопросом «МК» обратился к старшему научному сотруднику Института социологии РАН Леонтию Бызову.

- Результаты наших исследования также подтверждают, что по сравнению с концом прошлого года настроения россиян несколько улучшились. Это касается в первую очередь оценки населением влияния кризиса на индивидуальное финансовое положение, доход семьи, трудоустройство.

При этом меня всегда удивляет разница между оптимистичными оценками ситуации в стране гражданами и крайне пессимистичным мнением большинства экспертов. Последние считают, что у нынешнего кризиса дна нет. Минэкономразвития сулит России 20 лет стагнации, пустеют резервные фонды, но на настроении людей это не сказывается.

Даже два года назад, когда обвалился рубль и сильно изменились потребительские стратегии, люди все равно верили, что это скоро пройдет. Видимо, срабатывает аналогия с предыдущим кризисом 2008 года, который был глубоким, но быстро закончился. Последние полгода кризис тоже вроде бы перестал углубляться, рубль не падает, инфляция достаточно умеренная, нет серьезных социальных потрясений — для большинства этого достаточно, чтобы считать, что дно кризиса миновало. Надо только чуть-чуть подождать, и все вернется на круги своя.

— Насколько оправдан такой оптимизм?

— Он во многом является результатом внушения. Телевизионные передачи настраивают людей на положительный лад, стараясь сбить возможные протестные настроения. Эксперты говорят о провале экономики, а люди этого не хотят слышать, считают, что все в порядке, уверены в мудрости руководства, которое ведет страну к правильным целям. Совсем не понимая, что, по сути, мы живем в новой реальности.

— Это недальновидность населения или просто всем проще надеть розовые очки и не замечать проблем?

- К сожалению, эта недальновидность касается абсолютно всего. Мы же не в 30-е годы прошлого века живем, когда большинство жителей страны составляли малограмотные крестьяне. Сейчас у многих есть высшее образование, люди выезжают за границу, почти всем доступен Интернет. Казалось бы, зачем подпадать под влияние пропаганды, когда есть огромное количество альтернативных источников информации?

Для меня как социолога стало неприятным сюрпризом, настолько легко восстановилась в обществе вот такая атмосфера «единомыслия».

Но, оказывается, массовыми настроениями очень легко манипулировать. Мы видим это на примере внешней политики. События на Украине обернулись для России очень нехорошими последствиями, мы потеряли союзника, столкнулись с санкциями, а люди говорят, что внешняя политика нашего государства чрезвычайно удачная, и называют ее главным плюсом нынешней власти. Вот результат взгляда сквозь розовые очки.

— Россияне в нулевые годы успели привыкнуть к хорошей жизни. Может быть, боятся признаться себе, что все хорошее когда-нибудь заканчивается?

- Тяжело смириться с тем, что ситуация поменялась, причем в худшую сторону. Увы, но населению придется осознать, что их доходы будут и дальше падать, а покупательская способность — ослабевать.

Может быть, кризис пока в меньшей степени прочувствовали люди, которые заняты в небюджетных организациях. Но во многих регионах, особенно дотационных, ситуация просто катастрофическая. Отменяются даже школьные автобусы, на которые, казалось бы, расходы копеечные, но и эти деньги местная казна найти не в состоянии.

Страшные урезания бюджетов сейчас происходят в здравоохранении, социальной сфере, государство отказалось от полной индексации пенсионных и ряда других выплат. Но люди словно отталкивают от себя эту информацию. Хотя я бы в этой ситуации больше доверял не общественному мнению, а тому, что вижу сам.

Читайте материал:




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей