Битва правительства с нефтяным лобби: Медведев пошел на бензиновую уступку

Битва правительства с нефтяным лобби: Медведев пошел на бензиновую уступку

На совещании в Нижнем Новгороде Новак предупредил о возможном дефиците топлива, если срок перехода на Евро-5 не будет сдвинут

Правительство согласно сделать еще одну уступку нефтяникам: переход на бензин класса Евро-5, скорее всего, будет перенесен с 2016 на 2017 год. Дмитрий Медведев на совещании в Нижнем Новгороде мотивировал готовящееся решение «непростой ситуацией» в экономике. А глава Минэнерго Александр Новак предупредил о возможном дефиците: поскольку модернизация НПЗ затягивается, высококачественного топлива в случае введения запрета может на всех не хватить.

Чиновники рассчитывают, что взамен нефтяники не будут сильно возражать против манипуляций с экспортной пошлиной: это последний шанс хоть чуть-чуть прикрыть гигантскую брешь в бюджете.

фото: Геннадий Черкасов

Экономический блок правительства потерпел окончательное поражение в споре за пересмотр формулы НДПИ и теперь вынужден искать дополнительные источники для финансирования дефицита бюджета. «Только в нашей стране нефтяные компании позволяют себе шантажировать государство при попытках увеличить налоговое бремя. На Западе в этом случае они сокращают операционные издержки!» — в сердцах говорит глава Минфина .

На совещание в глава финансового ведомства не приехал. Как, собственно, и руководитель «Роснефти» , выступивший его главным оппонентом. (Напомним, что главный «добытчик» страны посоветовал для затыкания дырок в бюджете не забирать ресурсы из реального сектора экономики, а наращивать заимствования.)

Теперь чиновники экономического блока рассчитывают закрыть брешь в бюджете за счет манипуляций с экспортной пошлиной: в следующем году она должна была снизиться с 42% до 36%. Но Минфин и предлагают осуществить снижение не в полном объеме: каждый выторгованный процент даст государству 37 млрд руб. Нефтяники, естественно, против.

Их основным аргументом, как известно, являются инвестиционные программы. Мол, если изъять у компаний рублевые излишки, они не смогут наращивать добычу и развивать сопутствующие производства. Во вторник представители отрасли пытались доказать , что они митингуют не зря: деньги, заработанные на продаже нефти, действительно вкладываются в предприятия, выпускающие качественное моторное топливо. Если в 2011 году в производилось всего 0,5 млн тонн бензина класса Евро-5, то сейчас — более 31 млн тонн. За 4 года в модернизацию производств было вложено 823 млрд руб. «Это огромные деньги!» — согласился Медведев.

В Нижнем Новгороде премьер поучаствовал в запуске очередной установки глубокой переработки нефти: она даст еще более 1 млн тонн высококачественного бензина в год.

Зная любовь ДАМа к современным технологиям, нефтяники не стали заморачиваться красными ленточками и символическими пусковыми кнопками. Медведеву достаточно было коснуться ладонью планшета, чтобы процесс очистки начался. Основными потребителями нижегородского топлива станут и Московская область: там Евро-5 давно уже заправляют не только рядовые автовладельцы, но и государственные перевозчики. Например, в столице на этом бензине ездят почти 100% городских автобусов.

— Волнуетесь за налоговый маневр (так на чиновничьем языке называются манипуляции с экспортной пошлиной. — «МК»)? — поинтересовался у выстроившихся в центре управления рабочих ДАМ. — Сейчас решим. Надеюсь, что при любом раскладе развитие компании продолжится...

— Нужно поддержать отрасль, пока она еще жива, — загорячился директор завода.

— Позвольте, в каком смысле «еще жива»? У нас все отрасли живы! Даже сельское хозяйство! — обиделся премьер.

По планам Правительства Россия должна была полностью перейти на бензин Евро-5 с 2016 года. Но, как выяснилось на совещании, нефтяники не успели вовремя завершить модернизацию всех НПЗ. «Если со следующего года ввести запрет на более низкокачественное топливо, то может возникнуть дефицит в объеме от 3,8 до 1 млн тонн», — предупредил министр энергетики Александр Новак. По его мнению, переход на Евро-5 нужно отложить еще на год (до 1 января 2017 года) и одновременно повысить акциз для Евро-4 — это будет стимулировать компании, не успевшие переоборудовать заводы, выполнять свои обязательства. Медведев согласился с этим предложением, напомнив, что использование топлива низкого экологического стандарта — это удел бедных стран. «Перенос сроков модернизации НПЗ — это не бесконечный процесс!» — предупредил он.

Манипуляцию с экспортной пошлиной обсудили за закрытыми от прессы дверями. Если ее, как предлагает Минфин, оставят на нынешнем уровне, государство сможет рассчитывать на 190 млрд руб. дополнительно. Это, конечно, в три раза меньше, чем планировалось получить за счет пересмотра формулы НДПИ. Но, как говорится, с лихой овцы хоть шерсти клок... Все тайное станет явным уже в среду, когда Дмитрий Медведев проведет итоговое заседание комиссии по бюджетным проектировкам.

Читайте материал:




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей