Россиян ждут продуктовые купоны? Как это работает в США

Россиян ждут продуктовые купоны? Как это работает в США

Практика выпуска продкарточек и купонов для льготных категорий граждан за рубежом развита давно

Министерство промышленности и торговли России намерено к середине апреля 2015 года представить модель системы продовольственных карточек для тех категорий граждан, которые имеют право на разного рода субсидии. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя главы министерства Виктора Евтухова. По словам чиновника, «это будет система поддержки не только населения. Она будет направлена на развитие отечественного, прежде всего регионального сельхозпроизводства». В частности, если человек, получающий денежное пособие, предпочтет ему карточку, он получит на нее дополнительные средства для покупки продуктов российского производства. Как справедливо отметил замминистра, подобная система уже широко используется в мире. А «МК», в свою очередь, решил рассмотреть ее на примере США, где продуктовые купоны и карточки давно уже стали притчей во языцех.

фото: Геннадий Черкасов

«Это десятидолларовый продуктовый купон, так что сдачу чтоб всю вернул!», – напутствует приятеля персонаж одной из американских комедий, и это не единичный пример. Например, в сериале «Все ненавидят Криса», повествующем о нелегком детстве главного героя в «черном» районе, на самом факте существования и активного использования продуктовых купонов построено множество комических ситуаций. Что же это за купоны?

Американская программа льготной покупки продуктов, выразившаяся в продуктовых купонах, выдаваемых малоимущим гражданам, датируется еще первой половиной прошлого века. Главными ее инициаторами были министр сельского хозяйства США Генри Эгард Уоллес (позднее — вице-президент США) и Мило Перкинс. «Мы видим пропасть: с одной стороны ее – недоедающие городские жители. Нам нужен мост через эту пропасть», – заявил Перкинс. Были выпущены оранжевые купоны, позволявшие приобретать на них любые продукты) и синие (по которым можно было приобрести лишь те товары), избыток которых был зафиксирован властями. Спустя четыре года, когда ситуация в США стала лучше, программа была свернута – «перезапустили» ее лишь в 1961 году.

На сей раз речь шла обо всех продуктах — не было разделения на оранжевые и синие купоны. Три года программа действовала в пилотном режиме и число ее участников за это время достигло почти 400 тысяч человек в 22 штатах. С 1964 года программа начала действовать на постоянной основе. На тот момент на нее решено было выделить $75 млн. Впоследствии эта сумма увеличивалась, как изменялись и сами условия программы.

Однако ключевым фактором всегда оставался уровень доходов. Неудивительно, что в годы расцвета расовой дискриминации, когда чернокожие американцы были поражены в правах и не могли рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы, значительную часть помощи получали именно они. Однако, как свидетельствуют данные последних лет, белые американцы лидируют по числу тех, кто получает карточки (с 2008 года программа получила свое нынешнее название, а купоны были заменены пластиковыми картами).

Как и любое другое государственное начинание, программа имела целью не только улучшение благосостояния людей, но и защиту интересов государства, нося, по сути, протекционистский характер — особенно на раннем этапе своего существования. В 2011 году министр сельского хозяйства США Том Вилсэк заявил, что каждый доллар, «участвующий» в программе, приносит $1,84.

В то же время, программа, не раз становившаяся объектом высмеивания, действительно порождает порою весьма негативные последствия. Например, сокрытие получателем карточки своих доходов (поскольку тогда ему будет отказано в льготах), спекуляции и т.д.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей