Налоги на популизм

Налоги на популизм

Население России оплатит из своего кармана непрофессионализм властей

Сегодня в 15:48, просмотров: 348 фото: Наталья Мущинкина

Экономика — глубоко гуманитарная наука. И хотя студентам в уважаемых университетах ее подают в виде громоздкого математического аппарата, жизнь не описать и не предсказать строгими формулами и формальными моделями. Подтверждений тому масса, особенно в России, где пара слов, вылетевших из начальственных уст, может лавинообразно обвалить капитализацию любой компании.

Еще один пример — знаменитые президентские указы от 7 мая 2012 года. Самое популярное в них — радикальное повышение зарплаты бюджетников. Дело это, конечно, хорошее. Копеечная, даже на среднем фоне, оплата труда врача, учителя, вузовского преподавателя, работника культуры — одна из самых значимых причин низкой эффективности работы систем образования, здравоохранения и культуры в нашей стране. Но, как известно, концы должны сходиться с концами — и в семейном, и в государственном бюджете.

Не знаю, кто готовил предложения по повышению зарплат бюджетников для президента, но даже самое элементарное чувство ответственности за этих людей должно было опираться на финансово-экономические обоснования. Сейчас становится понятным, что эти обоснования либо отсутствовали вовсе, либо были нарисованы на коленке. Почему-то считалось аксиомой, что экономический кризис закончился, и ВВП будет быстро расти на всю обозримую перспективу (например, до 2020 года). В голове у анонимных авторов этих указов крутились цифры 5%, а может быть, и 7% в год. 2013 год стал для них (но не для профессиональных независимых экспертов) холодным душем — всего лишь +1,3%, по 2014-му все прогнозы дают еще меньшую цифру. Эта тенденция сближения с нулем, судя по всему, сохранится на несколько лет вперед.

И какой же формулой или экономико-математической моделью можно было предвидеть даже не угасание роста, а появление дыры в бюджете, не способном финансировать повышенные зарплаты бюджетников? Это было заложено неведомыми безграмотными, но высокопоставленными политконсультантами, которым доверился Владимир Путин.

Неприятные последствия не замедлили появиться.

Прежде всего деградировали региональные бюджеты, на которые возложена основная финансовая ответственность за повышение оплаты труда бюджетников. Они стали резко залезать в долги, резать все не относящиеся к выполнению президентского указания расходы, даже самые необходимые. Причем ситуация только усугубляется. Наиболее свежая официальная налоговая статистика показывает данные за первые четыре месяца этого года. Теперь возьмем инфляцию за период с апреля прошлого по апрель 2014 года. Она составила 7,3%. А что произошло за это время с ростом поступлений в региональные бюджеты? Позволю себе привести маленькую таблицу:

Налог

Рост поступлений в региональные бюджеты, очищенный от инфляции,%

Всего

101

в т.ч.

на прибыль организаций

105

на доходы физических лиц

100

акцизы

95

на имущество

99

за пользование природными ресурсами, в т.ч. на добычу полезных ископаемых

97

Это называется стагнацией. Причем в социальном смысле, который выражается в отложенных на неопределенное будущее ремонтах школ и больниц, отказе от обновления оборудования, сворачивании расходов на повышение квалификации бюджетников. В итоге же — снижение качества предоставляемых нам услуг.

Несмотря на существенный рост доходов, зачастую происходит и ухудшение положения самих бюджетников. Казалось бы, откуда можно сделать такой вывод, если им стали платить намного больше?

Во-первых, рост зарплат в целом ряде случаев — не более чем арифметические ухищрения. Во-вторых, в рамках т.н. «эффективного контракта» нагрузка на учителей и врачей серьезно возросла, в т.ч. за счет лавинообразного роста вала всевозможной бумажной отчетности. В-третьих, стала реальной перспектива увольнений, что уже потихоньку происходит в рамках «оптимизации» сети бюджетных учреждений. Если сопоставить апрель этого с апрелем прошлого года, то занятость в образовании сократилась на 120 тыс. человек, а в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг — на 22 тыс. человек. Что тоже не может не сказаться на качестве работы этих отраслей.

Интересный феномен, который никак не может быть объяснен эконометрикой: начиная с 2000 года количество школьников уменьшилась в 2 раза, а подушевое их финансирование увеличилось в 4 раза, но адекватного (или даже близкого к нему) позитивного результата в виде улучшения качества среднего образования не получено. А если говорить о вузах, то недавно профильный министр Дмитрий Ливанов заявил буквально следующее: «Качество высшего образования в стране не улучшается, хотя финансирование выросло в 20 раз по сравнению с 2000 годом». В этих условиях стараться выбраться из ситуации, просто осыпав деньгами учителей и преподавателей, — пустая трата скудных бюджетных средств. Нужны глубокие реформы, построенные на глубоко гуманитарных вещах, связанных с выстраиванием баланса интересов родителей, государства, экономики и, конечно, самих учеников. Но к этому пока не готова одна из сторон, а именно — государство, которое, наломав дров, вместо того чтобы остановиться, продолжает двигаться в том же примитивно-фискальном направлении.

Подтверждений этому в последнее время появилась масса. Вместо того чтобы нормализовать социально-экономическую ситуацию в стране, наша власть через повышение налогов хочет откачать из населения и бизнеса дополнительные деньги для продолжения нынешней непозволительной расточительности. Перечислю только некоторые инициативы, всерьез обсуждаемые в высоких кабинетах:

— повышение налога на доходы физических лиц с 13 до 15%;

— увеличение налога на добавленную стоимость с 18 до 20%;

— введение уже с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц, взимаемого по кадастровой (фактически рыночной) стоимости недвижимости;

— предоставление регионам права вводить налог с продаж (до 3% от стоимости товара);

— отмена максимального размера заработка, с которого уплачивается взнос (5,1% фонда оплаты труда) в Фонд обязательного медицинского страхования;

— продолжение т.н. «заморозки» обязательных пенсионных накоплений работников 1967 г. рождения и младше (6% фонда оплаты труда) и в 2015 году, что является по сути конфискационной мерой.

Думаю, никто не сомневается, что, имея именно такую Государственную думу, как сейчас, все эти изъятия из нашего с вами кошелька будут после команды сверху моментально оформлены в виде соответствующих законов, несмотря на любую, даже самую профессиональную экспертную экспертизу.

Помните, как в конце 2012 года не глядя было принято решение о двукратном повышении обязательных пенсионных взносов самозанятым населением? Опасность этого шага очень скоро стала очевидной даже для Общероссийского народного фронта, который заявил об этом напрямую Владимиру Путину. И тут же те же самые депутаты и «сенаторы» как ни в чем не бывало кардинально изменили только что одобренный ими закон. Однако вернуть в экономику несколько сотен тысяч (!) малых предприятий, которые успели закрыться или уйти в тень, так и не удалось. Потому что — снова делаю упор на гуманитарных вещах — люди окончательно потеряли доверие к государству, от которого можно в любой момент получить очередной неприятный сюрприз.

Практически уверен, что перечисленные мной налоговые «новации» не принесут казне особого прибытка. Тупая арифметика: при 13-процентном налоге на доходы физических лиц собирали в казну Х миллиардов рублей, а при 15% денег там станет больше (15:13=1,15) на 15% — не сработает. А в случае введения налога с продаж просто произойдет увеличение инфляции, что обесценит полученные дополнительные рубли. И т.п.

Почему-то теми, кто не видит дальше собственного калькулятора, забывается элементарная истина: эффективный налог (который и не душит плательщика, и позволяет государству решать социально-экономические проблемы) — это продукт общественного договора, а не волевое решение верховной власти методом «ручного управления».

И последнее: о пределах долготерпения нашего населения. Подозреваю, что здесь тоже делается расчет не на поведение живых людей, а на абстрактные домохозяйства как предмет статистического учета. В российской истории отмечено достаточно много случаев, когда цифры об уровне благосостояния говорили о небольших ухудшениях, но были вроде бы не катастрофическими. А потом, если вспомнить хотя бы еще недавний XX век, как будто бы из ничего происходили февраль 1917-го и август 1991 годов…




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей