Порядок изъятия сельхозземель изменился

С 1 июля 2011 года меняется порядок оборота земель сельхозназначения. В частности, усовершенствована процедура изъятия участков, а также изменились правила использования земельных долей. К некоторым новшествам желательно подготовиться заранее.

Установлены основания для изъятия участка Нововведения установлены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ (далее – Закон № 435-ФЗ). Он вступает в силу с 1 июля 2011 года (за исключением положений, вступающих ранее) и вносит изменения сразу в несколько законов. В частности, в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).
Отметим, что оборот земель сельхозназначения строго регламентирован. Если порядок использования таких земель нарушается, то они могут быть принудительно изъяты через суд. Часть поправок как раз касается процедуры изъятия земель у собственника. Они были внесены в статью 6 Закона № 101-ФЗ.
Сразу скажем, что основания для изъятия земель стали более конкретизированы.
Ранее у организации могли изъять земельный участок, если он использовался ненадлежащим образом или использовался не по назначению в течение трех лет.
В соответствии с новыми нормами организация может лишиться участка, если она нарушает требования земельного законодательства о рациональном использовании земель. Но только если нарушения привели к существенному снижению плодородия или значительному ухудшению экологической обстановки. Критерии снижения плодородия и ухудшения экологии устанавливает Правительство РФ. В настоящее время они не утверждены, но ко времени вступления закона в силу критерии скорее всего появятся.
Напомним, что участок могут изъять и в том случае, если в течение трех и более лет (с момента возникновения прав собственности) он не использовался для производства сельхозпродукции или иной деятельности, связанной с сельхозпроизводством. Эта норма остается. При этом критерии неиспользования земли для данных целей установлены не были. Теперь такие критерии должны появиться. Их опять же обязано определить Правительство РФ. Скорее всего это будет также сделано к моменту вступления поправок в силу.
Отметим, что законодателями была сделана оговорка насчет трехлетнего срока. Так, в этот срок не включается время, когда участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Кроме того, в данный срок не включается период освоения земельного участка.
Вместе с тем оговорено, что такой период не может составлять более чем два года.

Процедура изъятия скорректирована В соответствии с новой редакцией Закона № 101-ФЗ собственника сначала должны привлечь к административной ответственности и только потом можно начинать процедуру изъятия. Конечно, при условии, что собственник не устранит нарушения, за которые его привлекли к административной ответственности.
В связи с этим Законом № 435-ФЗ внесены поправки в статью 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, организацию могут привлечь к административной ответственности, если она:
– не выполняет обязанностей по приведению сельхозземель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
– не использует земли для сельхозпроизводства или для целей, связанных с сельхозпроизводством в течение трех и более лет.
В последнем случае предусмотрена административная ответственность в виде штрафов:
– от 2000 до 5000 руб. – для граждан;
– от 4000 до 6000 руб. – для должностных лиц;
– от 80 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц.
Действия властей в рамках процедуры изъятия земель также претерпели некоторые изменения.
Напомним, что государственный конт-роль в сфере земельных отношений находится в ведении Росреестра. Это ведомство вправе привлекать организации к административной ответственности. Так вот, если контролеры выявили нарушения, они должны вынести собственнику участка предупреждение. В нем устанавливаются сроки для устранения обнаруженных нарушений. Если в течение этого срока нарушения не будут устранены, Росреестр направляет соответствующие материалы в орган исполнительной власти субъекта РФ.
В свою очередь орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Их можно будет провести в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения.
В том случае, когда публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
Это должно быть сделано в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику участка за вычетом расходов на подготовку публичных торгов.
Участок находится в долевой собственности

Владельцы долей земельного участка (при условии, что их более пяти) вправе самостоятельно определить правила владения, использования и распоряжения участком. Для этого созывается общее собрание участников долевой собственности. Так вот, Закон № 435-ФЗ регламентирует вопросы проведения таких собраний. Итак, с предложением провести собрание может выступить не только собственник доли, но также и организация, которая использует данный участок для сельхозпроизводства.

>|СМИ, в котором публикуется извещение, определяется региональными властями.|


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей