Аудитор – профессия будущего?

отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности»2.

Метод простого вычитания работает так: банки, страховщики, биржи (впрочем, это не новость для аудитора, имеющего аттестат общего аудита), ФГУПы и гос.корпорации исключены. Но остается довольно обширный рынок организаций, которые попадают под обязательный аудит по критериям выручки и активов. Однако и здесь нас ожидают подводные камни: Федеральный закон № 400-ФЗ, подписанный Президентом РФ 28 декабря 2010 г. и названный "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"", серьезно повысил критерии для проведения обязательного аудита. Согласно новому закону, критерии по выручке повышены в 8 раз – с 50 до 400 млн. рублей, а по активам - с 20 до 60 млн. рублей.

400-ФЗ исключает из требований к проведению аудита "малышей"3, если сумма чистых активов в этих организациях меньше 60 миллионов рублей. Однако такую сумму активов баланса имеют далеко не все организации, входящие и в средний бизнес4.

Помимо этого, на многие предприятия, безотносительно их «веса» в бизнесе, после повышения ставок страховых взносов во внебюджетные фонды и возрастания нагрузки на фонд заработной платы, ложится серьезное бремя. Собственники будут сокращать дополнительные расходы, среди которых может быть и обязательный аудит. За непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения (для компаний, подлежащих обязательному аудиту), установлен штраф размером 50 рублей. Что экономичнее: провести аудит стоимостью несколько десятков или сотен тысяч рублей, или заплатить мизерный штраф? Вывод очевиден. Такая экономия будет не в пользу аудиторских компаний. Таким образом, количество проверяемых предприятий станет еще меньше.

Высока доля вероятности, что небольшие аудиторские фирмы, строившие свой бизнес в том сегменте рынка, к которому применимы цифры Закона 400-ФЗ, уже в этом году прекратят свое существование. Также справедливо и то, что у аудитора, имеющего «старый» аттестат, сфера профессиональной деятельности значительно сократится.

В связи с этим обратим внимание еще на одну особенность Закона «Об аудиторской деятельности» в текущей редакции:
«С 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона. (часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)».

При буквальном прочтении бросается в глаза, что Закон ограничивает аудиторов не в праве подписи аудиторского заключения, а именно в праве участия в аудиторской деятельности по проверке упомянутого ранее спектра предприятий. Если подобное прочтение истинно, то аудитор со «старым» аттестатом приравнивается к статусу специалиста без аттестата или ассистента аудитора внутри компаний, а это может повлечь за собой определенную перестройку штатных расписаний и повлиять на изменение заработной платы работника со «старым» аттестатом. Подобный вопрос («старый» или «новый» аттестат) может ставиться и при переходе аудитора на работу в другую аудиторскую компанию.

Следует помнить, что наш прогноз является лишь частным мнением, предположением варианта развития событий, но ничто не мешает нам следовать совету поговорки и «надеяться на лучшее, но готовиться к худшему».

Что останется у аудитора со «старым» аттестатом в любом случае:
- возможность участия в обязательном аудите коммерческих предприятий по критериям, упоминаемым в Законе 400-ФЗ;
- возможность участия в инициативном аудите коммерческих предприятий;
- оказание сопутствующих аудиту услуг (обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации);
- оказание прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг.

«Прочие услуги» представляют собой довольно обширный набор сфер деятельности в экономике. Например, постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование, управленческое консультирование, оценочная деятельность, внутренний аудит и т.д. Однако ни для кого не секрет, что внутри перечисленных областей уже не один год существуют профессиональные сообщества со своей системой квалификаций и аттестатов, известных участникам рынка финансово-экономических услуг.

Существует Палата налоговых консультантов с системой аттестации в сфере налогового консультирования; для бухгалтерского сообщества введена квалификация "профессиональный бухгалтер", которую подтверждает (помимо профильного диплома о высшем образовании) аттестат профессионального бухгалтера; есть саморегулируемые организации оценщиков с жесткими требованиями к оценщикам всех категорий; профессионалы в области внутреннего аудита создали Институт внутренних аудиторов, и.т.д. Эти объединения существуют не один год, их становление давно завершено.

У аудиторов, пожелавших сменить сферу деятельности вследствие реформ и законодательных ограничений, остается возможность переквалификации. Получить аттестат профессионального бухгалтера, налогового консультанта, оценщика, специалиста по МСФО, аудитору проще, чем начинающему специалисту. Но все это требует драгоценного времени и финансовых расходов, порой значительных. Впрочем, лучше не отчаиваться и попробовать сдать «упрощенный» экзамен. Конечно, заранее вооружившись знанием о том, что это за «простота» такая, и что нам хотят упростить.

Упрощение жизни аудитора
Любопытно, что когда реформаторы российской действительности задумают провести какую-нибудь реформу, непременно изобретаются специфические словечки, призванные коротко и ясно раскрыть всю полноту смыслов проводимой реформы. Однако, если задуматься, в этих словечках подчас скрываются издевательские интонации. Так, обмен льгот на деньги назвали «монетизацией», а, учитывая низкую ценность, которая у нас традиционно приписывается монетам, это наводило на мысли о целях реформаторов сэкономить на пенсионерах и прочих гражданах, обладающих льготами.

Похожая история повторяется в связи со словечком "упрощенный" экзамен в отношении аудиторского сообщества. Согласно Положению об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение единого квалификационного аттестата аудитора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 118н, действующие аудиторы, имеющие аттестат в какой-либо области аудита, должны не просто повысить квалификацию, а расширить ее до границ единого аттестата. Единый аттестат будет включать в себя возможность для аудитора проводить аудит организаций всех мыслимых сфер деятельности и организационно-правовых форм: банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и.т.д. Декларируется, что лицо, сдавшее экзамен в упрощенном порядке, будет универсальным специалистом в области аудита.

Упрощенный экзамен будет проводить Единая аттестационная комиссия, созданная всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования (тесты с многовариантным ответом) и включает вопросы из тех областей знания, которые не сдавал аудитор, когда получал имеющийся у него аттестат. Так, специалист, имеющий аттестат общего аудита, будет сдавать бухгалтерский учет в банковской сфере, МСФО, отвечать на вопросы по особенностям бухгалтерского учета в биржах и страховых компаниях.
Кроме этого, всем аудиторам нужно будет сдать экзамен в области "аудит", а это подразумевает отнюдь не проверку знаний федеральных стандартов аудита, но ответы на вопросы таких тем, как "Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности", "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", "Контроль качества аудита", "Профессиональная этика аудиторов".

Министерство финансов, разрабатывая подход к экзамену для действующих аудиторов в начале лета – 2010, предложило льготу: аудиторам, которые прослушают курс повышения квалификации по упомянутым выше темам, предлагалось освобождение от той части экзамена, который получил название «аудит». Обещанная льгота нашла немедленный отклик среди учебных центров, имеющих право проведения курсов повышения квалификации аудиторов.

В результате, данный курс стал самым популярным среди прочих курсов повышения квалификации в 2010 году. Однако, когда в ноябре прошлого года, задним числом (30 сентября) был подписан Приказ, утверждающий Положение об упрощенном экзамене, обещанная Минфином льгота испарилась. На вопросы «как же так?»4 ответом было молчание, как будто и вопроса-то не было. Вместо этого, упрощенный экзамен обрел довольно четкие очертания.

Согласно Положению, на упрощенном экзамене будут проверяться знания аттестованных аудиторов, как правило, по двум (из трех) областей. Каждая область включает по 30 вопросов индивидуального теста. Тест называется "индивидуальным" в силу того обстоятельства, что каждому из аудиторов будут предложены вопросы из тех областей, которых лично ему не хватает для получения единого аттестата. В большинстве случаев аудитор должен будет ответить на 60 вопросов. На это отводится 2 часа 30 минут. Если разделить время ответа на количество вопросов, получается две с половиной минуты на один вопрос теста.

Положение чётко регламентирует экзамен: пользоваться записями, учебниками, любыми другими видами бумажных носителей (включая план счетов) нельзя. Мобильные телефоны, сумки и прочее имущество останется ожидать, пока их хозяева сдают экзамен. Любая возможность пользоваться компьютером, помимо ответов на вопросы теста, исключена. Любое общение между аудиторами, сдающими экзамен в одном компьютерном классе, запрещается. «Списать» у соседа не получится: индивидуальный тест – это не только уникальная выборка из базы вопросов (база может содержать тысячи вопросов) теста, но и перетасовка этих вопросов, предотвращающая любой намек на списывание. В аудитории будет находиться представитель Единой аттестационной комиссии. Есть и инновации: у аудитора будет возможность отвечать только на тот вопрос теста, который он видит в данный момент на экране компьютера. Это означает, что оценить сложность всего "индивидуального теста", а тем более "прокрутить" назад, вернуться к ответу на вопрос теста, данный ранее, по правилам проведения экзамена, нельзя.

За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Максимум, который можно набрать – 120 баллов. Порог, за которым квалификация будет признана, довольно высок – 104 балла из 120. Это 88% правильных ответов. Неправильно ответил на 8 вопросов из 60, и всё, до свиданья, экзамен провален. Но узнать свой результат аудитор сможет только через 10 дней, когда результат тестирования будет обнародован на сайте Единой аттестационной комиссии (притом, что итоговую оценку компьютерная система тестирования будет определять автоматически, мгновенно).

Однако, более всего потрясает возможность аудитора подать апелляцию, вернее, почти полное отсутствие такой возможности. Согласно Положению, апелляция предусмотрена, но не по вопросам содержания ответа или корректности составления тестов, а в случае нарушения порядка проведения экзамена, то есть сбоя компьютерной программы, зависания компьютера – технических проблем. То, что в современном образовании тестирование является сложнейшей дидактической проблемой, регулятора, по-видимому, не интересует. Исключением возможности подать апелляцию по содержанию тестов, регулятор полагает, что вопросы теста не могут быть поставлены некорректно. Согласно этой логике, аттестационная комиссия безгрешна.
Впечатляет и стоимость экзамена, утвержденного Единой аттестационной комиссии: 10000 рублей за одну попытку5. Это в 5 раз больше, чем платили аудиторы за свой первичный экзамен.

В результате обзора утвержденного Положения об упрощенном порядке сдачи экзамена, становится очевидным, что аудиторское сообщество впало в немилость. Чем иным можно объяснить подобную жесткость основного регулятора аудиторской деятельности в России по отношению к профессионалам, которым он в последние два десятилетия подписывал и выдавал аттестаты аудитора, не понятно.

«Я тебя породил, я тебя и убью»

К настоящему времени Минфином России выдано 38,8 тыс. квалификационных аттестатов, в том числе 36,1 тыс. - по общему аудиту, 1,2 тыс. - по банковскому аудиту, 0,9 тыс. - по аудиту бирж, 0,6 тыс. - по аудиту страховщиков.

Такое распределение сфер аудита отнюдь не случайно. Оно связано со спецификой аудиторской проверки в каждой из упоминаемых областей, но также и с тем фактом, что большего количества специалистов рынок аудита не требовал. За годы работы появились аудиторские компании, специализирующиеся, например, на аудите кредитных организаций. В банках, биржах, страховых компаниях эти аудиторские фирмы (да и индивидуальные аудиторы) хорошо известны. Логично, что банки, биржи и.т.п., будут готовы сотрудничать только с такими организациями.
Банковская сфера, бухгалтерский учет и отчетность в ней, особенности взаимоотношений с Центральным банком РФ, слишком специфичны, чтобы доверить проведение аудита, например, выпускнику ВУЗа, не имеющему реальной практики работы по проверке банков. А ведь именно такой статус приобретают аудиторы, имеющие аттестат общего аудита и сдавшие теоретический экзамен по бухгалтерскому учету в коммерческих банках.

Кроме того, учет в коммерческих банках является не только отдельной дисциплиной бухгалтерского учета, но циклом дисциплин, изучаемых в таких ВУЗах как Московский банковский институт, в течение нескольких лет. Ничтожно мала вероятность, что, например, некая кредитная организация, которой нужно подтвердить достоверность отчетности, начнет пользоваться услугами аудиторов, сдавших до начала 2012 года "упрощенный" экзамен, но не имевших глубоких знаний, и, самое главное, практического опыта аудиторской проверки банков.
Таким образом, рынок аудита, как со стороны заказчика аудиторских услуг, так и со стороны исполнителя, давно и надежно разделен и предопределен.

Сомнительно, чтобы реформаторы, задумавшие испытания для действующих аудиторов, руководствовались исключительно мотивами создания рынка универсальных специалистов. Есть ли необходимость, например, обязывать всех водителей, получивших права категории «B», сдавать дополнительно экзамен на право вождения тягачей с прицепом, автобусов и мотоциклов («A», «C» и «D»)? Но если истинные причины реформ отличаются от публичных деклараций, каковы же они?

Очевидно, что основной тренд реформы аудита в России направлен в отношении аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты в области общего аудита. Они сдадут (или провалят) "упрощенный" экзамен (заплатив, при этом, за каждую попытку 10000 рублей из своего кармана) и, таким образом, из более чем 36000 аудиторов (согласно приведенной нами статистике, 93% аудиторов имеют аттестат в области общего аудита) останутся только избранные.

Неизвестно, что не устраивает в этих специалистах Министерство финансов: низкий процент отрицательных аудиторских заключений по отношению к общему числу выданных? Немногочисленность сообщений (в ходе проверок аудируемых лиц) в соответствующие органы о признаках легализации доходов полученных (аудируемыми лицами) преступным путем? Относительная легкость получения аттестата аудитора на заре формирования рынка аудита в России? По всей видимости, все эти причины. А может быть, еще какая-нибудь экзотическая причина, наподобие идеи "омолодить" аудиторское сообщество – не будем гадать.

Как бы там ни было, особенность нынешней реформы аудита и отношения регулятора к регулируемому им сообществу очень хорошо описывает реплика Тараса Бульбы: "Я тебя породил, я тебя и убью". Оставим без рассмотрения маленький (риторический) вопрос: можно ли добиться поставленных реформой целей, игнорируя интересы однажды уже аттестованных, квалифицированных, опытных специалистов, среди которых есть почтенные пожилые люди с многолетним стажем работы? Или цель, как у нас водится, снова оправдает средства?

Обратная сила образования

Правила и практика формирования аудита в России менялась очень существенно в последние 20 лет. Большая часть аттестатов выдана в соответствии с действующими в 1990-е и 2000-е годы нормативными документами: Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2263), Федеральным законом от 07.07.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Так, в соответствии с Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 482), квалификационный аттестат могли получить лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

Но уже в Федеральном законе № 119-ФЗ требования к претендентам на получение квалификационного аттестата ужесточились: только высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Требования по отношению к виду и типу образования вводились для новых аудиторов, выходящих на аттестацию. Никто не планировал проверить соответствие образовательного ценза тех, кто уже владел аттестатом аудитора. Однако еще одна каверза «упрощенного» экзамена заключается в том, что зарегистрированы для его прохождения будут только те кандидаты, которые соответствуют требованиям Закона № 307-ФЗ:

- стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации;
- высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Это означает, что аудитор, имеющий среднее специальное образование и получивший квалификационный аттестат в 1994 году на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N482, регулирующим в то время аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не может не только пройти, но даже быть зарегистрированным для прохождения «упрощенного» экзамена.

Также отметим, что до 2001 года в законодательстве об аудите в России не содержалось требования получать образование в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Не секрет, что в 90-е годы многие наши соотечественники получали дополнительные квалификации, учились «на втором высшем» или проходили курсы профессиональной переподготовки (которые признаются равноценными высшему образованию). Повторим, что вопрос о необходимости государственной аккредитации этих образовательных учреждений для признания их дипломов при аттестации аудиторов тогда не ставился. Было достаточно того, что у этих ВУЗов имелась лицензия на право ведения образовательной деятельности. Какое количество аудиторов получило второе высшее образование в 1990-х годах в ВУЗах, имевших лицензию, но не аккредитованных, пока не известно.

Совершенно ясно одно: это не один, не десять и не пятьдесят аудиторов, а значительно больше. Окончательные цифры станут очевидными при регистрации на «упрощенный» экзамен. Такие кандидаты, согласно «Положению об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на единый аттестат аудитора, проводимый в упрощенном порядке» допущены к экзамену не будут.

Известно, что закон обратной силы не имеет. Однако как насчет допуска кандидатов для сдачи «упрощенного» экзамена, имеющих тот образовательный ценз, который был допустимым, когда действовали соответствующие требования? Ответ прост: никак. Вас не зарегистрируют. Никто ведь, согласно разъяснению действующего законодательства, данному Минфином, не обязан сдавать экзамен в упрощенном порядке…6 Остается только развести руками.

Оцениваем сложность, ставим задачу, действуем

Достаточно риторики. Читателю нашего очерка должна быть понятна политика реформы аудита. Бессмысленно сетовать на положение вещей. Происходящее является фактом: в ближайшие годы аудиторская отрасль в России будет радикально перестроена. Многие, в силу вышеизложенных причин, не смогут пройти через барьер «упрощенного» экзамена. Тем аудиторам, кто, все же, решит обновить квалификационный аттестат по «упрощенному» варианту до 2012 года, будет предоставлено неоценимое преимущество – продолжать работать по своей специальности без ограничений, как это ни странно звучит.

Однако не следует недооценивать сложность предстоящего экзамена, нужно представить себе реальную ситуацию и начать действовать в соответствии с ней. Итак, какова наша задача? Рассмотрим ее на примере наиболее многочисленной группы аудиторов, имеющих аттестат общего аудита.

Напомним, что для проверки знаний претендентов Положением об упрощенном экзамене установлены вопросы по следующим областям:
1) Бухгалтерский учет и отчетность, включая Малый бизнес – компании с годовой выручкой, не превышающей - 400 миллионов рублей.

4 Средний бизнес – компании с годовой выручкой, не превышающей 1 миллиард рублей

5 http://www.j-as.com/neveroyatnoe.htm

6 http://www.eak-rus.ru/files/prikazN26.pdf

7 http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/index.php?id4=11810

8 Она опубликована на сайте Единой аттестационной комиссии: http://www.eak-rus.ru/files/content_of_programm.pdf


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей