Учитываем запасные части и комплектующие к компьютерной технике

Представить деятельность любой организации, в том числе и бюджетного учреждения, без использования компьютерной техники достаточно сложно. А поскольку ничто в нашем мире не совершенно, указанная техника может периодически выходить из строя либо просто морально устаревать. Это вынуждает бюджетное учреждение приобретать необходимые запасные части и комплектующие. Кроме того, нередки случаи, когда бюджетное учреждение приобретает комплектующие для самостоятельной сборки компьютера.

В статье мы поговорим о бухгалтерском учете запасных частей и комплектующих к компьютерной технике.

Материальные запасы или основные средства?

В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н[1] объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Таким образом, приобретаемые бюджетным учреждением запасные части и комплектующие к компьютерной технике, в том числе мониторы и системные блоки, не являются основными средствами и должны учитываться в составе материальных запасов, поскольку они могут выполнять свои функции исключительно в составе сопряженных комплектов. Напомним, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности бюджетного учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, готовая продукция, товары для продажи (п. 98 Инструкции № 157н). Кроме того, к материальным запасам относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К требующему монтажа относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей, а также комплекты запасных частей такого оборудования.

В соответствии с п. 30 Инструкции № 174н[2] для учета операций с материальными запасами применяются следующие группировочные счета:


0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения»;
0 105 30 000 «Материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;
0 105 40 000 «Материальные запасы – предметы лизинга».

Какой выбрать способ размещения заказа?

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:


путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона (ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ).

Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, определены Распоряжением Правительства РФ № 236-р[3]. Необходимо отметить, что в случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается. Причем согласно ч. 4.2 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗразмещение таких заказов должно осуществляться не просто путем проведения аукциона, а посредством открытого аукциона в электронной форме.

В перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, включен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) 3000000 «Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника» (включающая в себя том числе и запасные части и комплектующие к компьютерной технике). Таким образом, размещение заказа на приобретение запасных частей и комплектующих к компьютерной технике следует осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Обратите внимание

Нарушение предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.

Вместе с тем следует отметить: помимо обязанности использовать в качестве способа проведения торгов исключительно аукцион, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа на приобретение запасных частей и комплектующих к компьютерной технике без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Федеральным законом № 94-ФЗ.

Как принять запасные части к учету?

Материальные запасы, а, как мы уже успели выяснить, и запасные части, и комплектующие к компьютерной технике относятся к материальным запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. При этом определение фактической стоимости материальных запасов зависит от условия их получения. Так, фактической стоимостью запасных частей и комплектующих к компьютерной технике, приобретенных за плату, признаются (п. 102 Инструкции № 157н):


суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) имеющейся компьютерной техники, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования. По нашему мнению, в данном случае порядок определения текущей рыночной стоимости указанных объектов может быть аналогичен порядку определения стоимости имущества, полученного безвозмездно и выявленного по результатам проведения инвентаризации. Напомним, что объекты нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н). В свою очередь, текущая рыночная стоимость определяется исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, используются:


данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов на добровольных началах) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Оприходование запасных частей и комплектующих к компьютерной технике отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т. п.) (п. 33 Инструкции № 174н). В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Учет операций по поступлению материальных запасов в соответствии с содержанием хозяйственной операции ведется:


в журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов в части: операций по принятию к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т. п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо журнале операций расчетов с подотчетными лицами в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
в журнале по прочим операциям – по иным операциям поступления объектов материальных запасов.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Формы указанных регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

 Пример 1

Федеральным бюджетным учреждением заключен договор на приобретение комплектующих к компьютерной технике (мониторы, системные блоки и т. д.) на общую сумму 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.). Уплата аванса заключенным договором не предусмотрена. Комплектующие к компьютерной технике приобретены за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, и будут использоваться для ее осуществления.


Содержание операции


Дебет


Кредит


Сумма, руб.


Комплектующие к компьютерной технике поступили бюджетному учреждению


2 105 36 340


2 302 34 730


80 000


Погашена задолженность перед поставщиком за поставленные комплектующие к компьютерной технике


2 302 34 830


2 201 11 610 18


94 400


Отражена сумма НДС по приобретенным комплектующим к компьютерной технике


2 210 01 560


2 302 34 730


14 400


Как отразить перемещение и списание материальных запасов?

Учет операций по выбытию и перемещению материальных запасов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Отражение в учете операций по перемещению запасных частей и комплектующих к компьютерной технике внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов:


Требование-накладная (ф. 0315006);
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании:


Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов может производиться по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в данном разделе учетной политики, причем он может быть различным для разных групп (видов) материальных запасов. Также для отдельных видов материальных запасов, используемых учреждением в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, может быть установлен способ оценки – по фактической стоимости каждой единицы (п. 109 Инструкции № 157н). Вид данных материальных запасов так же необходимо указать в учетной политике.

Кроме того, в соответствии с п. 116 Инструкции № 157н передача материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям (в рамках возмездного (безвозмездного) пользования, за исключением проката) оформляется первичным (сводным) учетным документом (накладной, актом приемки-передачи и т. п.) с отражением внутреннего перемещения материального запаса без списания передаваемых объектов с балансового учета. Поскольку в настоящее время унифицированной формы указанного акта приема-передачи не существует, учреждению необходимо самостоятельно разработать ее и утвердить в приложении к своей учетной политике.

Как сформировать стоимость компьютера, собранного своими силами?

На практике довольно-таки распространенными являются случаи самостоятельной сборки учреждением компьютеров из приобретенных комплектующих. Собранный компьютер будет удовлетворять указанным ранее требованиям, предъявляемым к основным средствам, и, соответственно, будет учитываться в их составе. Напомним, что объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ).

В соответствии с п. 47 Инструкции № 157н в целях определения первоначальной стоимости объекта основных средств при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:


суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ в целях создания объекта основных средств по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (уступкой) имущественных прав правообладателя;
суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
затраты по доставке объекта основных средств до места его использования;
суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основных средств: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков));
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» Клерк.ру

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей