Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?

Учетная политика организации»взносы;

–членские взносы;

–паевые взносы;

–пожертвования;

–отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества членами ТСЖ.

Чиновники указали, что только эти суммы можно трактовать в качестве целевых поступлений и учитывать соответствующим образом. Все остальные платежи в соответствии со ст. 249 НК РФ было рекомендовано считать доходами от реализации, то есть выручкой ТСЖ. Таким образом, по мнению Минфина, все поступления от жильцов (независимо от их членства в ТСЖ) в виде платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные
услуги являются для ТСЖ выручкой от реализации работ (услуг) и учитываются в составе доходов при определении налоговой базы как при УСНО, так и при общем режиме налогообложения.

В Письме Минфина РФ от 29.06.2011 № 03‑01‑11/3‑189 разъяснено, что платежи за жилищно-коммунальные услуги одновременно с их отражением в доходах ТСЖ принимаются к уменьшению доходов в составе расходов, так как эти средства должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим данные услуги, из чего финансисты сделали интересный вывод: такие платежи не подпадают под налогообложение, поэтому вносить изменения в порядок налогообложения прибыли в отношении платежей членов ТСЖ за коммунальные услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, по их мнению, не следует.

К сожалению, утверждение, что платежи не подпадают под налогообложение, не вполне соответствует действительности. Особенно остро это ощущают «упрощенцы». Ведь если ТСЖ применяет взносов членов, признаваемых целевыми поступлениями (вступительные, членские и паевые). Вместо этого в новой редакции указанной нормы речь идет просто о взносах членов.

Иными словами, конкретный состав взносов теперь не ограничен. Если они осуществлены членами ТСЖ в соответствии с требованиями законодательства РФ, их следует считать именно целевыми поступлениями.

В связи с этим отметим, что Закон о некоммерческих организациях[2]также не устанавливает конкретного перечня платежей членов некоммерческой организации, признаваемых их НДФЛ с выплат в пользу своих сотрудников по трудовым договорам, а также иных лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги для ТСЖ по гражданско-правовым договорам.

Средства ТСЖ согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ состоят:

–из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

–из доходов от осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей товарищества;

–из субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в МКД, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

–из прочих поступлений.

ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью лишь для достижения целей, предусмотренных его уставом. В частности, оно может осуществлять следующие виды деятельности:

–обслуживать, эксплуатировать и ремонтировать недвижимое имущество в МКД;

–строить дополнительные помещения и объекты общего имущества в доме;

–сдавать в аренду, наем части общего имущества в МКД.

Доход от такой деятельности на основании решения общего собрания членов ТСЖ используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ согласно ЖК РФ и уставу товарищества.

Особый интерес представляет то, что в силу п. 5 ст. 155 ЖК РФ платежи членов товарищества, совершаемые в порядке, установленном органами управления ТСЖ, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также коммунальных услуг, отнесены к обязательным платежам и взносам, то есть к первой категории средств ТСЖ, отличающихся от доходов от хозяйственной деятельности общества.

Как видим, [4] применительно к данному документу некоммерческие организации (включая ТСЖ) признают лишь доходы от осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Иными словами, признавать выручку (на счете 90 «Продажи») и прочие доходы (на счете 91 «Прочие доходы и расходы») следует только в отношении поступлений, которые связаны с предпринимательской деятельностью.

Как было отмечено выше, ТСЖ вправе для достижения целей, предусмотренных уставом, заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности. Так, если оно оказывает платные услу-ги, не связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в МКД (например, если штатные сотрудники товарищества производят по обращениям жильцов установку внутриквартирного сантехнического оборудования (раковин, душевых кабин и т. д.) за дополнительную плату в соответствии с прейскурантом (прайс-листом)), в учете отражается выручка (на счете 90) или прочий доход (на счете 91) в зависимости от характера оказания таких
услуг (систематического или однократного). Следовательно, расходы, связанные с оказанием подобных платных услуг и осуществлением предпринимательской деятельности, нужно учитывать обособленно на счетах учета затрат (в частности, на счете 20 «Основное производство»), если поступления признаются выручкой, либо в качестве прочих расходов на счете 91, если соответствующие поступления признаются прочими доходами, а не выручкой.

Если же поступления не связаны с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью ТСЖ, а представляют собой целевые поступления от членов ТСЖ и иных лиц, их следует учитывать соответствующим образом – с использованием счета 86 «Целевое финансирование». Причем, как мы выяснили, вопреки мнению финансистов и налоговиков, если следовать закону и придерживаться норм гражданского и жилищного законодательств (к этому призывают и судьи), целевыми поступлениями нужно считать не только членские и вступительные взносы членов ТСЖ, но и обязательные платежи, предназначенные для покрытия как расходов на содержание общего имущества, так и стоимости коммунальных услуг.

Безусловно, на счете 86 необходимо организовать соответствующий аналитический учет по видам целевых средств, что должно быть принято во внимание при формировании рабочего плана счетов (на стадии разработки и утверждения учетной политики). При этом можно обратиться к Рекомендациям по организации учета для ТСЖ[5], однако нужно иметь в виду, что этот документ был принят, когда еще не применялся целый ряд ПБУ (по крайней мере, в их нынешних редакциях) и действовал другой план счетов. Так что использовать этот документ следует крайне осторожно, применяя лишь те нормы, которые актуальны в настоящее время.

В частности, на счете 86 можно организовать аналитический учет:

–по целевым взносам жильцов;

–по обязательным платежам на содержание и ремонт общего имущества;

–по обязательным платежам на оплату коммунальных услуг;

–по полученным из бюджета субсидиям и т. д.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов[6] операции по счету 86 отражаются следующим образом:

–средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, в корреспонденции со счетом 76 «[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».


[3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.


[4] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.


[5] Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утв. Приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17‑45.


[6] Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей