Если клиент отказался от билетов

При отказе клиента от билетов, оформленных турфирмой по его заявке, ему все-таки придется их оплатить, если правила применения тарифа таковы, что за отказ от билетов деньги не возвращаются. К такому выводу пришли судьи в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г. № А05-14412/2010.

Суть спора
Согласно договору, заключенному турфирмой с клиентом, она получила от него заявку на оформление авиабилетов для восьми человек по минимальному тарифу по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Оулу – Хельсинки – Санкт-Петербург. Турфирма оформила такие билеты авиакомпании Finnair. Однако впоследствии клиент направил турфирме письмо об аннулировании заявки, поэтому она отказалась от перевозки, вернув билеты авиакомпании. Отметим, что на тот момент клиент билеты еще не оплатил.
А по правилам перевозчика при отказе от перевозки тариф не возвращается, поэтому турфирме пришлось заплатить авиакомпании штраф из собственных средств. В связи с уплатой штрафа, а также оказанием услуг по подбору и приобретению авиабилетов турфирма направила в адрес клиента письмо с требованием возместить ей указанные суммы. Но поскольку это не было сделано, она подала иск в суд.

Решение суда
Арбитры удовлетворили иск турфирмы. И вот подробности данного дела. В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Исходя из смысла статьи 779 Гражданского кодекса РФ, можно считать, что исполнитель надлежаще исполнил свои обязательства, если он совершил указанные в договоре действия. Правда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг. Но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это зафиксировано в статье 782 Гражданского кодекса РФ. Согласно форме заявки, указанной в приложении к договору, заключенному турфирмой с клиентом, последний при заказе услуги указывает вид действий, которые должен выполнить агент: забронировать билеты или оформить их. В данном случае клиент подал заявку именно на оформление авиабилетов. То есть на их покупку.
На основании такой заявки клиента турфирма оформила ему авиабилеты в компании Finnair.
При этом положения раздела договора «Порядок расчетов» позволяют турфирме приобретать билеты без получения за них предварительной оплаты от клиента. Поскольку заявка содержит обязательство клиента оплатить уже оформленные авиабилеты.
В приложениях к договору указаны перечни и стоимость услуг, оказываемых турфирмой клиенту, из которых следует, что оформление, переоформление и возврат билетов на проезд железнодорожным и воздушным транспортом производятся на условиях перевозчика.
В данном случае туристическая фирма оформила электронные билеты по минимальному тарифу в авиакомпании Finnair. А по условиям данного перевозчика при отказе от его авиабилетов по указанному тарифу деньги за них обратно не возвращаются.
Поскольку оформленные электронные билеты клиент так и не оплатил, суд пришел к выводу взыскать с него в пользу турфирмы 74 658 руб., в том числе 4800 руб. – комиссионный сбор.
Важно запомнить

При отказе от оформленных билетов клиенту придется оплатить их. Это, конечно, справедливо в том случае, если авиакомпания не возвращает деньги при таком отказе.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей