Принят новый Закон о государственной поддержке в сфере сельхозстрахования

Итак, 25 июля 2011 года был подписан Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…», который давно ждали представители страхового бизнеса и аграрии. За исключением отдельных норм, он вступит в силу с 1 января 2012 года. Рассмотрим его основные положения.

Цели и задачи закона Новый Закон призван создать дополнительные гарантии интересов сельхозпроизводителей и привести в движение в России механизмы страхования аграрных рисков. Безусловно, необходимость принятия этого документа была продиктована в том числе и последствиями погодных катаклизмов. Так, например, засуха, с которой столкнулись наши аграрии в последние годы, потребовала от государства не только финансовых вложений в поддержку сельского хозяйства, но и выработки предупреждающих мер, позволяющих смягчить ее последствия. Одна из этих мер хорошо известна и апробирована опытом многих развитых стран. Это сельскохозяйственное страхование.
Закон, по сути, устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельхозстрахования и защищает связанные с производством продукции имущественные интересы сельхозпроизводителей (ст. 1 Закона).
Основные понятия Для начала разберемся, кто же такие страхователь и страховщик. Согласно статье 2 Закона, страхователь – это сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ).
Страховщиком признается страховая организация, оказывающая услуги по сельскохозяйственному страхованию страхователю в рамках соответствующего договора. Он должен быть членом объединения страховщиков, которое создано согласно новому и другим федеральным законам и осуществляет сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Также одним из ключевых понятий Закона является «сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой» (далее – сельскохозяйственное страхование). Это страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных в соответствии с новым и другими федеральными законами.
Порядок оказания господдержки

Порядок оказания государственной поддержки в сфере сельхозстрахования в общих чертах описан в статье 3 Закона.
Согласно части 1 данной нормы, он устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями данного Закона и общими требованиями правительства.
Получается, что законодатель конкретизировал нормы нового Закона на уровне подзаконных актов органов исполнительной власти. Но при этом главную роль все-таки возложил на правительство. Поэтому успех данного документа будет зависеть от качества и адекватности принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Механизм господдержки аграриев заключается в частичном возмещении их затрат на уплату премий по заключенным договорам сельхозстрахования (далее – договоры).

>|Правительство устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение и методику их расчета, а также утверждает правила определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельхозкультуры.||Для подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба к экспертизе привлекают независимых экспертов.|<
Объединения страховщиков Для обеспечения взаимодействия страховщиков и установления правил деятельности при сельхозстраховании создаются их объединения. Это некоммерческие организации, основанные на принципе добровольного членства (ч. 1 ст. 9 Закона).
Кроме вышеперечисленного они выполняют следующие функции:
– представляют и защищают интересы своих членов в органах власти и иных организациях;
– формируют компенсационный фонд и производят выплаты из него. Речь идет о ситуациях, когда страховщик, заключивший договор с сельхозпроизводителем, не может выплатить страховое возмещение в связи с банкротством или применением в отношении него мер, предупреждающих банкротство. Фонд формируется за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий по договорам. Размер отчислений объединение устанавливает на год. Но он не может быть менее 5 процентов полученных премий. Положения Закона о компенсационных выплатах объединением страховщиков будут применяться с 1 января 2014 года (ст. 10, 12).
Также объединения:
– готовят предложения для включения в проект плана сельхозстрахования и методики определения страховой стоимости, размера ущерба, а также ставок для расчета размера субсидий;
– копят и хранят необходимые для расчета страховых тарифов первичные статистические данные;
– ведут статистический учет;
– исполняют предусмотренные учредительными документами объединения функции (ст. 9 Закона).
Поправки в Закон о развитии сельского хозяйства Кроме того, внесены две поправки в Закон № 264-ФЗ. Во-первых, часть 3 статьи 7 этого нормативного акта теперь предусматривает, что субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ при наличии у сельхозтоваропроизводителей договоров, которые соответствуют требованиям Закона. Во-вторых, изложена в новой редакции статья 12 Закона № 264-ФЗ о сельхозстраховании с государственной поддержкой. Теперь в ней указано, что правовые основы оказания такой поддержки также устанавливает Закон.
Важно запомнить Господдержка аграриев заключается в частичном возмещении их затрат на уплату страховых премий по договорам сельхозстрахования. Для ее оказания страхователь должен уплатить 50 процентов начисленной страховой премии. При этом страховая сумма в договоре устанавливается в размере не менее 80 процентов страховой стоимости урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, сельхозживотных.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №9, сентябрь 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей