Бухучет для малого бизнеса

отчетности.

Такая система уже создана и представляет собой набор специальных норм, включенных в разные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. (Отметим, что в конце прошлого года с этой целью в ряд Положений по бухгалтерскому учету были внесены изменения (приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н).)

Благодаря этим нормам малые предприятия имеют возможность применять более простые и менее трудоемкие подходы в отношении учета большинства объектов бухучета, хозяйственных операций, состава и содержания бухгалтерской отчетности по сравнению с общими правилами. Упрощенная система обобщена в документе ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (документ размещен на отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

О действующей редакции Закона о бухучете

Что касается воплощения идеи об отмене бухучета для малых предприятий в части 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ), оно изначально было не вполне продуманным и взвешенным решением. Во-первых, норма привязана не к статусу субъекта малого предпринимательства, не к параметрам его хозяйственной деятельности, а к применению отдельного налогового режима. Во-вторых, освобождение предоставлено не в полной мере, а за исключением учета основных средств и нематериальных активов. То есть за субъектами, «освобожденными» от бухучета, сохранилась обязанность ведения в полном объеме наиболее трудоемкого его участка, из-за чего смысл такого освобождения в значительной мере потерялся.

Последующее практическое применение указанной нормы вскрыло целую вереницу проблем и коллизий с законодательством РФ. Обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из Гражданского кодекса, федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах».

В этих документах содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов, а также о сопоставлении чистых активов с величиной капитала организации, распределении прибыли, определении стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, определении доли участника общества при выходе его из общества, формировании разделительного или ликвидационного баланса в случае реорганизации и ликвидации организации и т. д.(ст. 48, 91, 97, 103 ГК РФ; ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46, 49 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 29, 33, 35, 42, 48, 52, 78, 83, 84.6, 87, 88, 89, 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ)

Есть еще ряд законов и подзаконных нормативных актов, которые прямо или косвенно обязывают организации вести бухучет либо представлять бухгалтерскую отчетность, либо формировать отдельные бухгалтерские показатели. Все эти нормы подлежат применению организациями независимо от их размера и применяемого налогового режима.

По гражданскому законодательству признаком юридического лица является обособленность принадлежащего ему имущества. Без бухгалтерского учета сведения о таком имуществе отсутствуют. Значит, нет главного признака юридического лица, в связи с чем ставится под сомнение сам факт его существования. Кроме того, необходима информация о том, какие юридические права и обязательства по заключенным и неисполненным договорам имеет юридическое лицо на данный момент времени. Без такой информации невозможен целый ряд гражданско-правовых и административных действий, связанных с возникновением, прекращением и изменением имущественных прав и обязанностей юридического лица.

Таким образом, в рассматриваемом случае проект закона «О бухгалтерском учете» приводит нормы законодательства о бухгалтерском учете в соответствие с остальным законодательством РФ.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей