«…Работа на компьютере дает главбуху право на компенсацию…»

Евгений Коптилов, правовой инспектор Общероссийского профсоюза «РОСТ» по Республике Башкортостан

Наш читатель прошел три инстанции, чтобы доказать право компании платить главбуху и другим управленцам компенсацию за вредность, которая не облагается НДФЛ. Причем обошлось без дорогостоящей аттестации рабочих мест.

«Наш клиент выдавал главбуху, его заму, инспектору по кадрам и другому управленческому персоналу надбавки и компенсации за работу с вредными условиями труда. С надбавок удерживали НДФЛ, а с компенсаций нет, поскольку для них установлена льгота в пункте 3 статьи 217 НК РФ. Межрайонная инспекция по Республике Башкортостан вышла с выездной проверкой к клиенту.

Налоговики сразу решили, что льготу по НДФЛ компания применяла необоснованно. Проверяющие осмотрели административное здание, где сидел аппарат управления. И сделали вывод, что офис далеко от промышленной зоны. А значит, вредных факторов там просто не может быть.

У налоговиков были и другие аргументы. Во-первых, они заявили, что компания не проводила аттестацию рабочих мест. Была только экспертиза условий труда, проведенная сторонней профсоюзной организацией без аккредитации. Такая экспертиза, по мнению проверяющих, «вредность» не подтверждает. Во-вторых, налоговики заявили, что основанием для компенсации является фактическая занятость работников на вредной или опасной работе. А это обычная офисная работа. Она не входит в специальный Перечень тяжелых и вредных работ, на которых сотрудникам положены доплаты (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.10.86 № 381/22-68).

Мы сразу опровергли доводы налоговиков по всем пунктам. Экспертиза условий труда сотрудников была проведена. Да, не путем аттестации, но ведь это не обязательно. Полномочия по оценке условий труда есть у профсоюзных инспекторов труда в силу статьи 370 ТК РФ. По итогам экспертизы оформлены акты и перечни рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда. При этом налоговики результаты оценки условий труда не оспорили и не привели доказательств недействительности экспертизы. Более того, аттестация – дорогое удовольствие, а экспертиза бесплатная.

Что касается аккредитации, то налоговики тоже были не правы. Экспертиза условий труда не включена в перечень аккредитуемых услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.11 № 205н).

Более того, компания ввела доплаты, которые являются оплатой труда в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). То есть составной частью зарплаты и облагаются НДФЛ. И только сверх этих доплат начисляла управленцам компенсации, которые по пункту 3 статьи 217 НК РФ налогом не облагаются. Право работников на компенсацию закреплено в коллективном договоре (ст. 219 ТК РФ).

Нам удалось опровергнуть и довод налоговиков о том, что «вредность» фактически не подтверждена, раз офисы далеко от промышленных помещений. Но мы и не ссылались на близость административного здания к цехам. Из экспертизы видно наличие вредных и тяжелых условий труда именно рабочих мест. В частности, постоянная работа с компьютером и повышенная температура в офисе дают главбуху и другим управленцам право на компенсацию, не облагаемую НДФЛ. Наши доводы поддержал и Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 09.03.11 № Ф09-244/11-С2.»

С 1 сентября заработают новые правила аттестации рабочих мест. Подробности в статье «Компания готовится к аттестации рабочих мест по новым правилам. Алгоритм действий».


Подготовлено в сотрудничестве с журналом «Практическое налоговое планирование»

Статья напечатана в газете "УНП" № 30,


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей