Сельхозорганизация может заплатить налоги позже

В определенных случаях сельхозорганизация может рассчитывать на отсрочку (расрочку) по уплате налоговых платежей. Причем в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, которые сделали порядок переноса срока уплаты налогов более четким. Рассмотрим действующие нормы с учетом разъяснений чиновников.

Изменить срок уплаты налога инспекторы могут при помощи отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 Налогового кодекса РФ).
Отсрочка (рассрочка) предоставляется по уже накопленной задолженности, а инвестиционный налоговый кредит - на будущее (по условиям кредита не уплачиваются текущие платежи до достижения определенной суммы, а потом задолженность погашается единовременно или поэтапно).
Сельхозорганизация может получить отсрочку (рассрочку) или кредит по нескольким основаниям. Скажем, если ей причинен ущерб в результате стихийных бедствий, например засухи. Это предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ.
Погасить налоговую задолженность позже установленного срока разрешается организациям с сезонным характером производства (подп. 5 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ). Перечень таких отраслей приведен в постановлении Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382. Что касается сельского хозяйства, к сезонным относят: растениеводство, механизированные работы в полевых условиях, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, звероводство.
Чтобы получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, сельхозорганизации нужно составить заявление (его форма приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@). Органами, уполномоченными рассматривать просьбы организаций по данному вопросу, являются:
- ФНС России - если организация хочет получить отсрочку (рассрочку) по уплате федеральных налогов и сборов;
- налоговая инспекция по местонахождению организации - если речь идет о региональных или местных налогах;
- Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения - если планируется получить отсрочку (рассрочку) по уплате таможенных платежей;
- органы, уполномоченные законодательством субъектов РФ, - если организация обращается за отсрочкой (рассрочкой) по уплате региональной доли налога на прибыль.
Все перечисленные ведомства рассматривают вопрос отсрочки (рассрочки) по уплате налогов на срок до одного года (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ). Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от одного года до трех лет предоставляется по решению Правительства РФ, а до пяти лет - по решению министра финансов. Об этом же сказано в письме Минфина России от 28 июня 2010 г. № 03-02-08/44.
Перечень документов, которые нужно приложить к заявлению, теперь приведен в пункте 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ (изменения внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ и вступили в силу 2 сентября 2010 года). На это обращено внимание и в письме Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-02-07/1-354. Напомним, что раньше список документов определялся налоговиками.
Итак, перечислим необходимые документы:
1) справка налогового органа по месту учета организации о состоянии ее расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета организации, содержащая перечень всех открытых ей счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств организации за шесть месяцев (в отдельности), предшествующих дате подачи заявления, а также о наличии ее расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если документы помещены в картотеку);
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах организации;
5) перечень контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров, заключенных с ними, и сроков их исполнения, а также копии данных договоров;
6) обязательство организации, преду-сматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. В случае предоставления отсрочки (рассрочки) в результате засухи к заявлению нужно приложить заключение о наличии засухи в регионе деятельности организации и акт оценки причиненного организации ущерба (они составляются органом исполнительной власти или уполномоченной на то организацией).
Отсрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Но следует иметь в виду, что на каждый налог нужно подготовить отдельный пакет документов.
Учтите: невозможен перенос срока уплаты по тем налогам, в отношении которых сельхозорганизация выступает в роли налогового агента.
Сейчас такое правило четко закреплено в пункте 9 статьи 61 Налогового кодекса РФ.
Ранее данная точка зрения неоднократно высказывалась Минфином России. Например, в письмах от 6 июля 2010 г. № 03-02-07/1-304; от 3 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-490, от 29 мая 2009 г. № 03-02-07/1-280.
За предоставленную отсрочку (рассрочку) начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки), если иное не предусмотрено таможенным законодательством (п. 4 ст. 64 Налогового кодекса РФ).
Если организация, получив отсрочку (рассрочку или инвестиционный налоговый кредит), не выплатит необходимые проценты, они взыскиваются, как и при ускоренном возмещении НДС, согласно статье 176.1 Налогового кодекса РФ. Иначе говоря, в принудительном порядке за счет средств на счетах в банках или иного имущества налогоплательщика (п. 10 ст. 68 Налогового кодекса РФ).
Срок для вынесения решения об отсрочке или рассрочке Решение о предоставлении или непредоставлении отсрочки (рассрочки) выносится в течение 30 дней (с момента подачи заявления). Это прописано в пункте 6 статьи 64 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: поданные на рассмотрение документы налоговый орган должен рассмотреть в обязательном порядке. На это указано в постановлении ФАС Уральского округа от 21 января 2008 г. № Ф09-11304/07-С3.
В том случае, если чиновники приняли положительное решение, то есть согласились предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате налога или сбора, в своем решении они отражают:
- сумму задолженности (надо сказать, что в эту сумму включаются также пени по налогам, начисленные со дня, установленного для их уплаты, до дня вступления в силу решения, об этом также сказано в постановлении ФАС Центрального округа от 3 июня 2008 г. № А48-1054/07-14);
- налог, по уплате которого предоставляется отсрочка (рассрочка);
- сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
- документы об имуществе, которое является предметом залога (поручительства).
Однако в предоставлении отсрочки могут отказать.
Пункт 1 статьи 62 Налогового кодекса РФ определяет следующие основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки).
Это когда:
- в отношении организации возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
- в отношении организации проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.
- организация в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога, уже воспользовалась данным правом и нарушила взятые на себя обязательства.
Отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) уполномоченный орган должен мотивировать . В противном случае действия чиновников можно оспорить (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 декабря 2009 г. № А56-14624/2009).
Важно запомнить Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации (п. 2.1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №12, декабрь 2010 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей