НДС. Когда отсутствие лицензии не повод для отказа в льготе

Новый порядок лицензирования образовательной деятельности пока только отрабатывается на практике. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда учреждение из-за этого не сможет получить лицензию вовремя. Сохранится ли право на льготу НДС в данном случае? Давайте разбираться.

Недостаток финансирования Образовательная деятельность лицензируется. Это установлено статьей 33.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», пунктом 105 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании…». Порядок предоставления лицензии прописан в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174.
Услуги в сфере образования освобождены от НДС. При условии, что они предоставляются по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Следовательно, чтобы воспользоваться льготой по данному налогу, образовательному учреждению необходимо иметь лицензию – пункт 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Напомним, что до 1 января 2011 года лицензии на образовательную деятельность выдавались на срок, который не мог превышать шесть лет. Теперь же учреждениям предоставляются бессрочные лицензии. Соответственно, если в текущем году у образовательного учреждения закончился срок лицензии, то необходимо будет получить новую (бессрочную).
В данном случае может возникнуть ситуация, когда учреждение не получило лицензию, причем не по своей вине. Например, расходы на получение лицензии не были предусмотрены в бюджетной смете (касается образовательных учреждений, которые финансируются из соответствующего бюджета на основании сметы). Можно ли в данной ситуации применять льготу по НДС?
Налоговики на местах подходят к данной проблеме формально. Они считают, что раз не выполняются требования Налогового кодекса РФ о наличии лицензии, то льготу применять нельзя. А вот судьи такой подход разделяют не всегда. Например, школа не смогла получить лицензию из-за недостаточного финансирования. Но при этом выполнила все необходимые действия, чтобы добиться лицензии. В этой ситуации арбитры признали право образовательного учреждения на льготу и без лицензии (постановление ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2010 г. № А55-3874/2010). Также арбитры приняли во внимание социальную значимость образовательной деятельности, которую ведет учреждение. Получается, что если учебное заведение соответствует лицензионным требованиям, представит в лицензирующий орган все необходимые документы, но не сможет оплатить, например, госпошлину, то воспользоваться льготой по НДС все же можно. Но это вероятнее всего приведет к спору с инспекцией.
С выдачей лицензии опоздали чиновники Лицензирующий орган должен рассмотреть заявку учреждения на получение лицензии в определенный срок, который не должен превышать 45 дней. Далее выносится решение о выдаче лицензии (или об отказе в этом). Такой срок закреплен в пункте 11 статьи 33.1 Закона об образовании. Можно ли воспользоваться льготой по НДС, если решение о выдаче не принято вовремя? Налоговики опять же подходят формально и считают, что нельзя. Однако суды в большинстве случаев поддерживают учреждения. Поскольку в данном случае вины учреждения нет. Ну а раз по факту учреждение соответствует лицензионным требованиям, то оно имеет право применять льготу по НДС (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 марта 2007 г. по делу № А39-3943/2006).
К аналогичному мнению приходят арбитры в ситуациях, связанных с лицензированием других видов деятельности, которые также освобождены от НДС (постановления ФАС Поволжского округа от 3 июня 2008 г. по делу № А49-183/2008-21А/22, ФАС Северо-Кавказского округа от 3 марта 2009 г. по делу № А32-23949/2007-45/119).
При этом есть решения, где арбитры поддержали инспекторов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2006 г. по делу № А29-5878/2005а).
Лицензии не было в рамках налогового периода Бывают ситуации, когда у учреждения закончилась лицензия, а новая получена спустя какое-то время. Но все это произошло в рамках одного налогового периода. Сохраняется ли льгота в данном случае?
Налоговики, как правило, отказывают в применении льготы, поскольку для этого необходима действующая лицензия – пункт 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
А вот судьи такой подход не разделяют. Так, учреждение получило новую лицензию с задержкой, но в рамках одного налогового периода по НДС.
Налоговики посчитали, что организация неправомерно пользовалась льготой за дни отсутствия лицензии. Однако арбитры указали, что до переоформления лицензии учреждение ведет деятельность на основании ранее выданной лицензии. Это следует из пункта 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 и действовало в проверяемый период.
Следовательно, отказ в применении льготы и доначисление НДС неправомерны (постановление ФАС Поволжского округа от 21 апреля 2009 г. по делу № А65-12364/2008).
К слову, в новом Положении о лицензировании образовательной деятельности нет нормы о действии старой лицензии на период переоформления. Так что данное дело будет актуально, если инспекторы будут проверять налоговые периоды до 2011 года.
Суды принимают и другие аргументы. Налоговым периодом по НДС является квартал. И если в этот период у организации какое-то время не было лицензии, то это не повод отказывать в применении льготы (определение ВАС РФ от 14 декабря 2007 г. № 16471/07). Ведь в течение налогового периода лицензия у учреждения все-таки была (сначала старая, потом новая).
Более того, в промежуток времени без лицензии учреждение предпринимало все необходимые действия для ее получения.
Нарушения требований лицензии Бывают ситуации, когда учреждение не выполняет лицензионные требования. Но с самой лицензией все в порядке. Является ли это основанием для отказа в применении льготы?
В пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ говорится, что лицензия должна быть. По поводу соблюдения лицензионных требований там ничего не сказано. Следовательно, льготой можно воспользоваться даже в том случае, если требования не выполняются. Это подтверждается и арбитражной практикой (постановления ФАС Уральского округа от 11 января 2008 г. № Ф09-10519/07-С2 по делу № А76-2676/07, от 27 марта 2008 г. № Ф09-1878/08-С2 по делу № А76-7926/07, от 5 марта 2008 г. № Ф09-1085/08-С2 по делу № А76-7924/07 и т. д.).
Ответственность за нарушение порядка лицензирования В заключение отметим, что, хотя суды поддерживают учреждения в отношении льготы по НДС, само по себе отсутствие лицензии может быть признано административным правонарушением. Сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
– от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций.
Если же учреждение ведет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, то за отсутствие лицензии могут оштрафовать по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– от 30 000 до 50 000 руб. – должностных лиц;
– от 170 000 до 250 000 руб. – организацию.
Если же учреждение нарушает условия лицензии, то сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;
– от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций.
В случае когда речь идет о деятельности, не связанной с извлечением прибыли, размеры штрафов такие:
– от 15 000 до 25 000 руб. – для должностных лиц;
– от 70 000 до 100 000 руб. – для организаций.
Важно запомнить Образовательное учреждение может рассчитывать на льготу по НДС, если лицензия отсутствует из-за недостаточного финансирования или по вине чиновников. Правда, доказывать свою правоту скорее всего придется в суде. При этом арбитры могут поддержать учреждение даже в том случае, если оно нарушает лицензионные требования.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №5, май 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей