Шелковый путь-2 ведет к новому торговому миропорядку

 Шелковый путь-2 ведет к новому торговому миропорядку Торговые связи между крупными развивающимися экономиками становятся все более существенным источником экономического подъема. Фото: ИТАР-ТАСС Многие десятилетия развитие китайского города Маньчжурия (этот небольшой, по китайским меркам, город носит такое же название, что и область на северо-востоке КНР) на границе с Россией было фактически заморожено. Из-за напряженности между двумя коммунистическими государствами-гигантами — в 1969 году советско-китайские противоречия вылились в приграничный конфликт — жители Маньчжурии почти не контактировали с русскими соседями, их жизнь полностью зависела от местного угольного предприятия. Сегодня картина совершенно иная: Маньчжурия превратилась в символ благосостояния, которое может быть достигнуто благодаря широким контактам крупных экономик. С оттепелью в отношениях между Москвой и Пекином после падения СССР граница открылась, частный бизнес наладил импорт и экспорт, взаимно обогащая экономику соседних стран. Объем торговли между Россией и Китаем в 2010 году вырос до 55 млрд долларов, что в семь раз больше, чем в 2000 году. Поставки древесины и нефти подстегивают рост в Китае, который в ответ отгружает оборудование, текстиль и другие промтовары. Товарный поток через маленькую Манчжурию в 2010 году оценивался в 9,8 млрд долларов, это более чем двукратное увеличение по сравнению с 2005. В центре китайского города русские туристы закупаются дешевой китайской обувью и куртками. Продавцы вывешивают таблички на русском, который является официальным языком торга. Манчжурия стала центром притяжения для китайских предпринимателей. Со времен холодной войны население города выросло в пятнадцать раз — до 300 тысяч человек. «Раньше внешней торговли почти не было, но теперь она активно растет и качество жизни от этого только выигрывает», — рассказал журналу Time Ли Юншэн из Зоны приграничного экономического сотрудничества Маньчжурия, промышленного парка, созданного правительством в целях поддержки связей с Россией. Прежней враждебности, по его словам, нет. История Маньчжурии повторяется снова и снова на примере других регионов в развивающихся странах. Товарные и денежные потоки, трудовая миграция между крупными развивающимися экономиками становятся все более существенным источником экспорта, занятости, финансов и экономического подъема. Эта тенденция, заключающаяся в снижении роли западного потребления в регулировании торговых и инвестиционных потоков, может изменить мировую экономику. Признаки этого проявляются повсеместно. Китай, а не США, стал крупнейшим торговым партнером Индии — за последнее десятилетие товарооборот между странами вырос в 28 раз и достиг в 2010 году 62 млрд долларов. Индия и Бразилия уже больше экспортируют в развивающиеся страны, чем в развитые. Китай — крупнейший иностранный инвестор для Бразилии, которому удалось оспорить историческое лидерство США в Латинской Америке. В прошлом году алюминиевая компания «РусАл» первой среди российских эмитентов приняла решение провести первичное размещение на Гонконгской фондовой бирже, а не в Лондоне или Нью-Йорке, отмечает Time. Новый мировой торговый порядок Модель, в которой раньше доминировали США и Европа, стала меняться после того, как Китай включился в глобализацию в 1980-ые. Заводы в Шеньчжэне и Шанхае стали центральными элементами в сети «производства без границ», в которой комплектующие для телевизоров или мобильных телефонов производили по всей Азии, а затем отправляли на сборку в Китай, что активизировало торговлю в регионе. В сеть экономических связей постепенно включались все новые и новые рынки. Объем торговли между развивающимися экономиками Азии и Латинской Америки увеличился в семь раз за 2001-2010 годы и достиг 268 млрд долларов. Только оборот между Индией и Африкой резко вырос с 1 млрд долларов в 2001 до 50 млрд долларов в 2010 году. Последствия не исчерпываются собственно товарными потоками. В то время как в результате рецессии перегруженный долгами и безработицей Запад сдает позиции в глобальной экономике, Китай, Индия и их соседи уверенно двигаются вперед и все больше ориентированы друг на друга. Экономист Стивен Кинг из HSBC прогнозирует, что торговые и капитальные потоки между развивающимися странами в следующие 40 лет могут вырасти в десять раз. Он называет эти связи «азиатским Шелковым путем 21 века», который совершит революцию в глобальной экономике. Вместе с экономическим сближением появляются общие политические интересы. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) уже стали устраивать регулярные саммиты для координации позиций по важным вопросам. Китай и Россия возглавили инициативу о поиске новой основной резервной валюты на смену доллару. «Политическое влияние Европы и США будет снижаться», — прогнозирует эксперт HSBC. Однако дальнейшая интеграция в развивающемся мире далеко не обеспечена. В этих странах более жесткие тарифы и ограничения на потоки капитала. Дороги и транспортные сети были ориентированы на поставку товаров в США и Европу, так что экспорт в других направлениях часто оказывается более затруднительным и дорогим. Поэтому, несмотря на быстрый рост, пока индийско-китайский оборот в шесть раз уступает американо-китайскому. Сохраняющиеся политические противоречия также могут препятствовать развитию экономических связей. Поэтому необходимо строить мосты — в прямом и переносном смысле, делает вывод Time. В Маньчжурии потенциал торговли намного более высок, чем ее нынешний уровень. По словам местных чиновников, прогрессу препятствуют российские партнеры, беспорядочно меняющие правила и торговую политику. Есть и физические препятствия: не совпадают параметры российской и китайской железной дороги, из-за этого товары приходится перегружать на маньчжурской границе. Ведется активная работа по преодолению барьеров. Развивающиеся страны Азии и Латинской Америки с 2004 года заключили 13 соглашений о свободной торговле. Российский премьер-министр Владимир Путин недавно выступил с идеей Евразийского союза, а во время его поездки в Пекин Россия и Китай создали совместный фонд для стимулирования инвестиций. Новые магистрали, железные дороги и порты соединяют развивающиеся страны. Мьянма восстанавливает старую дорогу через страну, которая свяжет Китай и Индию, потенциально способствуя сокращению затрат на транспортировку товаров между ними на 30%. Китай постепенно либерализует валютный режим. По прогнозам HSBC, через три-пять лет примерно для половины торгового оборота Китая расчеты могут проводиться в юанях.
 Шелковый путь-2 ведет к новому торговому миропорядку

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей