Standard & Poor's подтвердило рейтинги России

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) подтвердило суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте — на уровне «BBB/A-3», долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — на уровне «BBB+/A-2». Прогноз по этим рейтингам «стабильный», говорится в сообщении агентства. Рейтинг России по национальной шкале подтвержден на уровне «ruAAA». Оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков остается на уровне «ВВВ». «Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов расширенного правительства Российской Федерации немного превышает объем обязательств — вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также позицию страны в целом как внешнего нетто-кредитора», — приводится в сообщении комментарий кредитного аналитика S&P Кая Штукенброка. Прогноз «стабильный» отражает сбалансированность рисков с точки зрения рейтингов: относительно низкий уровень долга правительства с одной стороны и зависимость бюджета и экономики от колебаний цен на экспортные товары — с другой. «Позитивное влияние на рейтинги может оказать реализация правительством мер, которые приведут к расширению экономической базы и росту экономики, а также способность правительства вернуться к устойчивому профициту бюджета. С другой стороны, неспособность справиться с высоким ненефтяным дефицитом бюджета на фоне продолжительного падения цен на нефть может оказать негативное влияние на рейтинги», — рассуждает Штукенброк. Уровень рейтингов по-прежнему ограничен, как отмечают в агентстве, структурными слабостями российской экономики: сильной зависимостью от углеводородов и других сырьевых ресурсов; политической неопределенностью, вызванной неопределенностью процесса преемственности президентской власти и слабостью системы сдержек и противовесов между институтами власти. Исход выборов президента РФ в марте 2012 года, согласно сообщению, может оказать влияние на будущую бюджетную и экономическую политику, в том числе на то, насколько решительно правительство будет осуществлять консолидацию сектора общественных финансов и продвигать структурные реформы (в том числе пенсионную реформу, улучшение бизнес-среды и приватизацию). Аналитики S&P называют экспансионистской бюджетную политику правительства РФ, которая проводится на протяжении последних трех лет. По их мнению, она характеризуется ростом межбюджетных перечислений, пенсий и зарплат. В результате ее реализации ненефтяной дефицит бюджета составляет 8% ВВП, что выше докризисного уровня. Это подвергает финансы общественного сектора риску снижения цен на нефть, пишут аналитики S&P. «Подобные стрессовые ситуации» помогает смягчать ситуация, при которой объем активов расширенного правительства РФ превышает объем обязательств. Однако размер этого буфера постепенно сокращается под влиянием дефицитов государственного бюджета, констатирует S&P. «В результате мы ожидаем, что расширенное правительство станет нетто-должником начиная с 2012 года, с чистым долгом на уровне 4% ВВП (прогноз) к 2014 году, а объем совокупного долга увеличится до относительно низкого уровня в 11% ВВП», — рассуждают аналитики агентства. К настоящему моменту правительство РФ обязалось предпринять лишь ограниченные меры бюджетной консолидации в последующие годы, считают в S&P. «Тем не менее на состояние общественных финансов могут позитивно повлиять ускорение темпов реформ и приватизации после выборов. С другой стороны, если цены на нефть вновь упадут с текущего исторически высокого уровня, связанное с этим падение доходов быстро окажет ощутимое давление на финансы общественного сектора», — говорится в сообщении. По оценке S&P, ВВП на душу населения в России в 2011 году находится на уровне 12 тысяч 650 долларов. Это сопоставимо или превышает уровень большинства стран аналогичной рейтинговой категории. Рост рейтинга ограничивается не только значительной зависимостью экономики России от цен на нефть; дополнительные ограничения будут постепенно возникать в связи с негативными демографическими тенденциями, а также наличием государственно-централизованной модели экономики. Эта модель, пишут аналитики S&P, способствует возникновению региональных монополий, созданию недостаточно конкурентной среды, неразвитой инфраструктуры, а также бизнес-среды, сдерживающей приток как внутренних, так и внешних инвестиций. Подтвержденные сегодня рейтинги были понижены до нынешнего уровня в сентябре 2009 года из-за «значительных рисков для финансов общественного сектора вследствие существенного экономического спада и большого объема условных обязательств правительства». Долгосрочные рейтинги России в сентябре 2010 года были подтверждены агентством Fitch на уровне «BBB».