В Кремле хотят, но не могут снизить взносы до 2%

 В Кремле хотят, но не могут снизить взносы до 2% Фото: Григорий Собченко/BFM.ru В рамках модернизации системы социальных налогов Дмитрий Медведев поручил правительству снизить ставку страховых выплат работодателей с 34% до 30%, а для льготных категорий налогоплательщиков (то есть для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах) — с 26% до 20%. Новый размер страховых отчислений, как ожидается, будет введен в следующем году. При этом правительство стремится найти источники привлечения средств в Пенсионный фонд России (ПФР). Сейчас работодатель уплачивает взносы только с суммы зарплаты работника, не превышающей 463 тысячи рублей (38 583 рубля в месяц). Минфин предлагает «богатым» поделиться: в начале июля ведомство Кудрина озвучило идею о введении 10-процентной ставки регрессивной шкалы для зарплат свыше 512 000 рублей в год, а для предприятий неторгового малого бизнеса — 7% от суммы зарплаты, превышающей установленный предел. Правительство приняло за основу эти предложения и направило их в Кремль. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин ранее отмечал, что если ограничиться только снижением ставки страховых взносов, то выпадающие доходы составят 460 млрд рублей, то есть почти 1% ВВП. Введение же 10-процентной регрессивной шкалы страховых взносов снизит выпадающие доходы бюджета на 160 млрд рублей. Тем более неожиданно прозвучало сегодня заявление помощника президента Аркадия Дворковича. «Я за [введение регрессивной шкалы]. Но против 10%»? — сказал он. По мнению Дворковича, ставка должна составлять «не более 6%, а для малого бизнеса — 2%, а лучше — для всех 2%». «Желание Аркадия Дворковича понятно — он хочет найти некий компромисс и избежать усиления налоговой нагрузки на граждан, получающих более 512 тысяч рублей в год. 10 – процентный «хвост», по сути, является налогом на состоятельных граждан и, действительно, сможет сократить выпадающие доходы бюджета. Но параллельно под этот налог подпадут граждане, получающие всего лишь 43 тысячи рублей в месяц. В то же время, претворение в жизнь инициативы Минфина будет стимулировать перевод части зарплат на разные схемы и уход части бизнеса в тень во избежание уплаты дополнительных налогов. Найти компромисс при текущих бюджетных проблемах без привлечения займов непросто». Директор Центра макроэкономических исследований компани BDO в России Елена Матросова убеждена, что «можно найти массу аргументов за введение регрессивной шкалы страховых взносов». Однако, предупреждает она, не стоит забывать о последствиях: снижение фискального давления на бизнес неизбежно приведет к тому, что это давление ощутит на себе потребитель. «В частности, если перераспределить или уменьшить объем средств, которые поступают в социальные фонды, это приведет к тому, что платить за социальные услуги придется потребителю. Мы уже сейчас можем наблюдать это в части медицины, которая все больше переходит в сегмент платных услуг. Введение новой регрессивной шкалы — ускорение этого процесса», — считает Елена Матросова. Нельзя повышать социальные налоги до бесконечности, рассуждает в беседе с BFM.ru председатель правления «Первого национального пенсионного фонда» Виталий Плотников, «бизнес и так уже обложен достаточно, а дыру в бюджете ПФР все же надо закрывать». При этом он считает, что если уж и вводить регрессивную шкалу, то лучшее ее сделать на уровне 10%, а не двух процентов. «Сейчас те, кто получает большие зарплаты, ущемлены в своих пенсионных правах. Возьмем человека, который получает 40 тысяч в месяц и за которого работодатель платит социальный налог: предположим, пенсия у него будет на уровне 8 тысяч рублей в месяц, это четверть от его бывшей заработной платы. А человек, который получает 100 тысяч в месяц, но работодатель за него не платит, получит такую же пенсию, и она будет составлять всего 8% от его зарплаты. Это разве справедливо? Ведь те, кто сейчас получают 100 тысяч, тоже когда-то будут старыми», — говорит Плотников, аргументируя необходимость введения 10-процентного взноса. Пенсионеры постареют «Дефицит Пенсионного фонда будет расти и к 2020 году может достичь 5% ВВП», — прогнозирует замминистра финансов Сергей Шаталов. Но у Минфина есть в запасе еще один рецепт сокращения пенсионных трат: повышение пенсионного возраста. Шаталов считает, что данная проблема остро встанет перед правительством после 2013 года. «Я думаю, мы никуда не уйдем от вопроса о повышении пенсионного возраста», — объяснил Шаталов в интервью радиостанции «Эхо Москвы». В Минфине предлагают увеличивать пенсионный возраст поэтапно, и в течение 15 лет поднять его до 65 лет. Сейчас мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины — в 55, около трети всех работников имеют право на льготный выход на пенсию. Такой вариант позволит населению постепенно подготовиться к реформе пенсионного возраста, считает чиновник. «Те люди, которые уже близки к пенсионному возрасту, практически не почувствуют ничего, а молодые — для них это достаточно далекая перспектива, и они с пониманием отнесутся», — полагает чиновник. Минфин уже не первый раз высказывается за повышение пенсионного возраста. В прошлом году глава ведомства Алексей Кудрин заявил, что пенсионный возраст мужчин должен быть постепенно повышен до 62 лет, а женщин — до 60. Против такого повышения возраст резко высказывалось Минэконмразвития. По словам главы МЭР Эльвиры Набиуллиной, правительство не имеет права принимать решение, которое отторгается большинством граждан страны. «Повышение пенсионного возраст в России не решит проблему дефицита пенсионного фонда, оно лишь на время ее отложит. В развитых странах возраст выхода на пенсию увеличивают в связи с повышением продолжительности жизни ее граждан, и что немаловажно — качества этой жизни, — считает Виталий Плотников. — Логично, что если люди живут долго и комфортно экономически, то они могут для того, чтобы провести долгую обеспеченную старость, поработать на благо Родины еще лет пять. Но и такое решение не везде проходит гладко, вспомните забастовки в Евросоюзе. России же едва преодолела тот рубеж, когда мужчины умирали, не успевая дожить даже до нынешнего порога пенсионного возраста — 60 лет. Поэтому тренд на повышение пенсионного возраста в России в целом верен, но шаг по повышению этого возраста будет логичен лишь лет через 5-7». При этом большинство экспертов считает, что никаких резких движения в сфере пенсионного законодательства до президентских выборов ждать не стоит.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей