Тарифы привязали к выборам

 Тарифы привязали к выборам Фото: РИА Новости Премьер-министр Владимир Путин в апреле этого года поручил Минэкономразвития совместно с отраслевыми министерствами и корпорациями, а также с Министерством финансов просчитать вариант, при котором темпы роста тарифов естественных монополий не будут превышать уровня запланированной инфляции. «В среднем это 5–6%. Посчитайте все возможности и все последствия этого шага. Примем окончательное решение чуть позднее», — сказал тогда глава кабинета министров. Во вторник, 5 июля, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач отчитался о проделанной работе и представил два сценария дальнейшего развития событий. Первый предполагает, что тарифы на электроэнергию для промышленности будут жестко привязаны к прогнозируемому уровню инфляции, как и напутствовал премьер. Но этот вариант министерство предлагает не брать за базовый. Ориентироваться, по мнению Минэкономразвития, следует на второй — умеренное снижение темпов роста тарифов в нескольких отраслях по сравнению с их планируемым резким повышением. Основной вариант Минэкономразвития предлагает взять курс на снижение темпов роста тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей в 2012–2014 годах, но делать это нерадикально. Самое любопытное заключается в том, что министерство предлагает в ближайшие три года индексировать цены на газ для промышленности в два этапа: с 1 января — на 5%, с 1 апреля — на 9,5%. По словам Клепача, в 2012 году в данном случае среднегодовой рост цен на газ для промышленности составит 12,5%, в 2013 и 2014 — по 15%. При этом темпы роста тарифов на железнодорожные перевозки предлагается не менять. В 2012 году тариф можно повысить на 7,4%, в 2013 году — на 6,4%, в 2014 году — на 5,5%. Запасной вариант Альтернативный вариант Минэкономразвития, который само ведомство называет непредпочтительным, подразумевает существенное снижение темпов роста цен на газ для промышленности. В 2012 году они могут составить 6% (вместо 15%), в 2013 году — 5,5% (планировалось 15%), в 2014 году — 5% (планировалось 15%). Темпы роста тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2012 году по альтернативному сценарию могут составить 6% (предлагалось 7,4%), в 2013 году — 5,5% (предлагалось 6,4%), в 2014 году — 5% (ранее предлагалось 5,5%). Рост тарифов и рыночных цен на электроэнергию для промышленности в 2012 году может составить 4–6%, ранее предполагалось 14–15%. В 2013 году — 4–6,5%, ранее обсуждалось 17–18%. В 2014 году — 4–6,5% вместо 16–17%. Клепач отметил, что в случае принятия данного сценария уровень инфляции может быть ниже запланированного ранее на 0,3 процентного пункта в год (в 2012 году сейчас ожидается 5,5–6,5%), но это, по его словам, грозит серьезными последствиями. «Данный сценарий приведет к существенной корректировке инвестиционных программ как в сетевом хозяйстве, так и возможные риски для РЖД и «Газпрома», — отметил замминистра. По его словам, в случае одобрения данного сценария для «Газпрома» существенно сдвигаются сроки перехода на безубыточные поставки газа на внутренний рынок, нарушаются пропорции межтопливной конкуренции. «Это изменение всей системы приоритетов регулирования газовой отрасли», — подчеркнул замминистра. «В части РЖД это также существенное ухудшение финансирования инвестиционной программы», — считает Клепач. Политический подтекст Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев видит в предложении Минэкономразвития повышать цены на газ в два этапа политический подтекст. Напомним, выборы российского президента состоятся в марте 2012 года. «Что бы там ни говорили, это очевидно. Ну, еще бы на 13 марта назначили повышение тарифов. Конечно, дата второго этапа повышения — 1 апреля — не случайна и связана напрямую с выборами. Кому же хочется, чтобы перед ними такие индексации происходили. Именно поэтому 1 января будет осуществлено минимально возможное повышение тарифов, а основная индексация произойдет после выборов — 1 апреля», — рассказал BFM.ru Николаев. По мнению эксперта, в любом случае, привязать рост тарифов к инфляции вряд ли удастся. «Они у нас регулируются правительством — происходит некое директивное управление. Другой вопрос, что какая бы цифра в итоге не называлась — будь то 12% или 15% — ее формирование будет объяснено по формуле «инфляция плюс еще что-то» (инвестиционная составляющая, увеличение НДПИ и т. д.). То есть в прямом смысле слова от инфляции, даже если не называть такой подход связанным с ней, мы не уйдем», — пояснил Николаев. Партнер компании Strategy Partners, лидер практики «ТЭК» Петр Панов считает, что правительству приходится балансировать на узкой грани между реализацией инвестпрограмм топливно-энергетического комплекса и сдерживанием инфляции. «Повышение цен на энергоносители неизбежно, но встает вопрос о темпах роста, и тут правительство пытается найти некий баланс. Не стоит забывать и о социальных факторах, недовольстве бизнеса, потребителей. В данных условиях правительство пытается найти какой-то компромиссный вариант», — пояснил эксперт. По словам Панова, логику введения налога с задержкой на 4 месяца можно объяснить, например, сезонными факторами. «Правительство оставляет за собой какие-то варианты маневра, конечно же, не забывая, что в следующем году состоятся выборы президента», — отметил Панов. Напомним, министр финансов Алексей Кудрин в апреле этого года отмечал, что тарифы — как условие работы для всей экономики РФ — должны быть «стабильными и консервативными» и не должны «подстраиваться под цены на металлы и рельсы». По словам министра, при инфляции 7% и выше рост тарифов должен быть не выше инфляции, при инфляции ниже 7% рост тарифов может быть на 1-2 процентных пункта выше инфляции. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, в мае отмечала, что потери выручки «Газпрома» в случае повышения тарифов в 2012 году на уровень, не превышающий инфляцию, оцениваются в 73 млрд рублей. Она также сообщила, что потери РЖД в случае ограничения тарифов уровнем инфляции в 2012 году могут составить 18 млрд рублей.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей