Роман Авдеев: Почему стабильность для банкира страшнее кризиса?

Роман Авдеев: Почему стабильность для банкира страшнее кризиса?
Член наблюдательного совета Московского Кредитного банка

Мы всегда пытаемся найти простые ответы на сложные вопросы. Один из самых насущных вопросов – а будет ли кризис. Конечно, будет! Будет он потому, что мировая и российская экономика развиваются циклично, есть спады, падения, и кризисы в современной экономической системе неизбежны. Какой он будет, никто не может сказать, но одно совершенно точно: он не будет похож на кризис 2008 года.

Каждый новый кризис не похож на предыдущий. Как генералы готовятся к прошедшей войне, так и банкиры готовятся к прошлому кризису. Каждый следующий несет в себе новые элементы,  и его специфику достаточно сложно предсказать или предугадать.

Когда случается кризис, сразу же появляется определенная группа лиц, которые утверждают, что они это предсказывали, знали и писали об этом. Как раз именно это явление очень интересно описывается в книге Нассима Талеба  «Черный лебедь». В ней Талеб говорит, что зачастую экономисты, политики и бизнесмены переоценивают возможности рациональных толкований статистики, не учитывая особое влияние необъяснимой случайности. 

Существует специальная профессия — аналитик, который должен предсказывать и предупреждать о том, что будет происходить в экономике. Я скептически отношусь к этим предсказаниям,  но всегда внимательно и с интересом их читаю. Мне кажется, что в самих предсказаниях мало чего полезного, а вот ход мысли аналитиков очень важен для любого думающего банкира. Выводы из прочитанного я делаю с учетом своего опыта.

Успешный банкир не должен быть предсказателем или волшебником, он должен быть стратегом. Для любого банка очень важно иметь определенную позицию. Мы имеем свою четкую стратегию, которая гибка и чувствительна к внешним изменениям, но при этом наша генеральная линия остается неизменной.

Мне кажется, нам всем надо поменять в первую очередь свое отношение к происходящему и понять, что кризис — это не угроза и провал, а наоборот шаг к развитию, это некое обновление организма. В нашей жизни не может быть ничего идеального, поэтому создать идеальную банковскую систему невозможно, необходимо просто ее регулировать с учетом внешних изменений и развивать, что и делает ЦБ.

На сегодняшний день наша банковская система способна противостоять кризисным явлениям лучше, чем еще шесть лет назад. Во многом это заслуга регулятора, который разработал и внедрил законодательную базу для предоставления быстрой поддержки банкам.

Что может сделать банк, чтобы обезопасить себя? В этом смысле главное — усовершенствовать систему управления рисками и менеджмент банка. Безусловно, если кредитная организация играет по правилам и у нее адекватная команда, то даже во время кризиса никаких глобальных проблем возникать не должно. 

Некоторые эксперты считают, что замедление темпов роста российской экономики перешло уже в хроническую стадию, но даже несмотря на этот столь печальный приговор, банковский сектор, на мой взгляд,  по-прежнему будет расти. Эта положительная динамика  связана с тем, что у нас в стране наблюдается существенное отставание в проникновении банковских услуг, так что этому сектору еще есть куда  расти. Здесь уместно сравнение банков с кровеносной системой в организме. Я не уверен, что это корректно с медицинской точки зрения, но все же. Когда имеющиеся сосуды не справляются, появляются все новые и новые сосуды. Но однажды настает момент, когда лимит исчерпан, и даже новые сосуды не справляются, но организму некуда расти, а  банкам есть.

Известный экономист сказал, что самые плохие решения принимаются в самые хорошие времена. Это абсолютно верно! Ведь главный ужас банкира, как ни странно, стабильность, и единственное противоядие — это адекватность.

 

Роман Авдеев: Почему стабильность для банкира страшнее кризиса?


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей