Дорогая моя еда

 Дорогая моя еда

Раньше экономили на продуктах, отказываясь от мяса и колбасы в пользу картошки и крупы. Но теперь из-за прошлогоднего неурожая крупа и картошка дорожают быстрее всех других продуктов. Рост цен на них уже обогнал темпы инфляции. По подсчетам экспертов, обычная московская семья в среднем вынуждена тратить на продукты питания не менее 15 тысяч рублей в месяц. Не исключено, что в ближайшие месяцы траты на еду возрастут еще больше. Уже сейчас динамика подорожания продуктов в России опережает европейскую почти в пять раз.

— Зимний рост цен был обусловлен несколькими факторами — последствиями засухи, ростом мировых цен на продовольствие, повышением тарифов ЖКХ, а также в немалой степени декабрьским увеличением денежной массы, прежде всего наличных денег, на 9,6%, — говорит “РД” доктор экономических наук Никита Кричевский. — Нельзя не учитывать и влияния мировой сельскохозяйственной конъюнктуры. Ведь в крупных городах до 75% рынка продовольствия занимает импорт.

На мировых рынках цены на пшеницу и кукурузу того и гляди побьют все рекорды. В России же пока цены на зерно более-менее стабильны.

Впрочем, предупреждает Никита Кричевский, обольщаться на этот счет не стоит:

— Зерно в “закромах Родины” постепенно расходуется, с каждым днем его становится все меньше, и сегодня государство посредством зерновых интервенций все активнее вторгается в этот продовольственный сегмент. Помогут ли зерновые интервенции? Помогут, но в незначительной степени. Так что весной нас ждет рост цен на хлебобулочные изделия. Впрочем, для того чтобы он не бросался в глаза, производители идут на хитрость, например уменьшают вес батона с 500 до 400 г или смешивают пшеницу разных ценовых категорий.

 Дорогая моя еда

Если зерно ведет себя на “троечку”, то картофелю и овощам нужно давно ставить жирный “неуд”. По итогам 2010 года в России овощи подорожали аж на 67% — рекорд! Только за январь картофель подорожал в 1,3 раза и продолжает дорожать в три раза быстрее инфляции. Сейчас кило “второго хлеба”, т.е. картофеля, стоит 40 рублей! Впервые с июля 2006 года он стал дороже ржаного хлеба.

Эксперты говорят, что сейчас за счет импорта в России предложение и спрос на овощи и картофель сбалансированы и пока цены на них будут стабильными. Но запасов отечественного картофеля и овощей маловато, в Европе цены на них растут, так что в марте-мае стоимость овощей будет расти в среднем на 10—15% в месяц. Подешеветь могут разве что огурцы и помидоры, но только тогда, когда на рынке появится продукция из пленочных теплиц, то есть в июне.

В Молочном союзе России прогнозируют, что цены на молоко упадут. Во-первых, весной и летом увеличивается производство молока, а во-вторых, потребление молока стремительно падает. Так что поднимать цену “молочникам” невыгодно.

Производители мяса от прогнозов воздерживаются. Ведь мясо не дорожает только потому, что производители режут скот.

— В прошлом году из-за засухи кормов было заготовлено меньше, — объясняет наш эксперт. — Весной во многих хозяйствах корма практически закончатся, и, как следствие, аграрии будут вынуждены забивать скот. Для рынка конечного потребителя это хорошо — увеличится предложение мяса и мясопродуктов. Но лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной, с учетом мирового роста цен на мясные продукты, это приведет к уменьшению количества мяса и на внутреннем рынке, и в рационе населения.

Итоговый прогноз по мясу — говядина может подорожать на 20—25%.

 Дорогая моя еда

За первые пять недель 2011 года цена на сахар выросла на 2,9%. Причина — ураган, который обрушился на Австралию, третьего по объему мирового экспортера сахарного тростника, и уничтожил треть урожая. Но не только ураган виноват. Нефть дорожает, а значит, становится выгодно перерабатывать сахарный тростник на биотопливо — этанол. Так уже давно поступает Бразилия. И… Правильно — сахар становится дефицитом.

Российское правительство уже приняло меры: импортная пошлина на сахар снижена, возможно, используют сахар из госрезервов. Но в будущем многое будет зависеть от цен на мировых рынках. Поэтому есть предложение субсидировать отечественных производителей сахарной свеклы.

На фоне ценовой свистопляски уже звучат предложения дать регионам право устанавливать предельные надбавки для розничной торговли. Наш эксперт уверен, что эта мера не спасет положение: “Воздействовать на цены нужно не в магазинах, а на всех этапах производства и реализации. Например, нуждаются в регулировании цены на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в период весеннего сева — необходимо нормативно ограничить ценовые надбавки для оптовиков, нелишним было бы установить более жесткий контроль над кормовым ценообразованием”. Кроме того, Никита Кричевский считает, что сейчас особую роль приобретает государственный продовольственный фонд:

— Речь идет о закупках первичной продукции сельхозпроизводителей — зерна, мяса или сухого молока, которые будут реализовываться на рынке в периоды резкого роста потребительских цен. Нужно возрождать и сельскохозяйственную потребительскую кооперацию, причем под жестким государственным регулированием. Производители должны знать, что они смогут выбирать между диктатом оптовиков и возможностью сдать свою продукцию сельхозкооперации. Сегодня около половины поголовья крупного рогатого скота сосредоточено в хозяйствах населения — и частники вынуждены соглашаться иногда на кабальные условия реализации, предлагаемые перекупщиками. Альтернативы спекулянтам пока нет.

Между тем

Данные по поставкам и запасам основных видов продовольствия в оптовом продовольственном комплексе города Москвы по состоянию на 24.02.2011 года

Мясо – запасы превышают минимально допустимый уровень в 3,4 раза, растительное масло – в 3,1 раза, сахар – в 3,9 раза, рыба – в 7,9 раза, зерно – в 6 раз, крупа – в 2,1, картофель – в 1,5, овощи – в 3,5.

Как нет пока альтернативы и импорту продовольствия.

— Не верьте надписям на колбасе или курятине, что произведены они в России, — предупреждает Кричевский. — Расфасованы-то они на соседних мясокомбинатах или птицефабриках, но из каких ингредиентов? К сожалению, часто из импортных. То же самое относится и к молочным продуктам, плодоовощной продукции, мучным и макаронным изделиям, рыбе, я уж не говорю о тех продовольственных товарах, что в России в силу объективных обстоятельств не производятся. Вот почему рост мировых цен на продовольствие оказывает самое существенное влияние на внутренний рынок. Что здесь может сделать государство? Практически ничего.

Потому прогноз нашего эксперта таков:

— Вплоть до сбора нового урожая озимых нужно быть готовым к подорожанию хлеба, муки, макаронных изделий, круп. Впрочем, рассчитывать на то, что вместе со сбором озимых исчезнут и продовольственные проблемы, не стоит. По зерновым мы можем восстановить “статус-кво” лишь осенью (при условии, что погода будет благоприятствовать), а по продукции животноводства — в течение двух-трех лет, не раньше.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей