Благоразумный рост

Благоразумный рост













фото: Сергей Артемов





Как рассказала депутатам заместитель руководителя Департамента финансов города Оксана Безлюдная, доходы столичной казны-2014 прогнозируются в объеме 1,486 трлн рублей (это на 3,3% выше показателей бюджета года нынешнего). В 2015 году они должны вырасти еще на 4,8% (до 1,557 трлн), а в 2016-м — на 4,3% (до 1,625 трлн). Что касается расходов, то они ожидаются в сумме 1 трлн 650 млрд рублей в 2014 году; 1,708 трлн в 2015-м и 1,765 трлн в 2015 году. Размеры бюджетного дефицита в течение следующих трех лет не превысят предельных показателей, допустимых Налоговым кодексом.

Львиная доля бюджетных доходов (а именно — 91%) будет формироваться за счет налоговых поступлений. Главными бюджетообразующими налогами остаются налоги на прибыль и на доходы физических лиц. Предполагается, что ежегодно налоговые доходы будут расти на 4,5%, чему поспособствует «повышение налогового администрирования». Иными словами, фискальные органы будут «трясти» налогоплательщиков активнее.

Остальные 9% казны — это т.н. неналоговые поступления. Они будут складываться из средств, полученных от сдачи городского имущества в аренду, продажи правительством Москвы непрофильных активов, а также за счет увеличения денежных взысканий за нарушения в области дорожного движения (точнее, за счет высоких штрафов за неправильную парковку, а также за эвакуацию автонарушителей на штрафстоянки).

По мнению руководителя Департамента экономической политики и развития города Максима Решетникова, заложенная на 2014 год в проекте бюджета доля неналоговых доходов не так уж и мала. На прогнозные объемы поступлений по этим статьям повлияли такие факторы, как завершение перехода на новые принципы расчета арендной платы за земельные участки в процентах от кадастровой стоимости, переход к рыночным ставкам арендной платы по договорам аренды с субъектами малого предпринимательства и сохранение льготной ставки арендной платы для категорий арендаторов, которым государственное имущество предоставляется в виде преференций. Максим Решетников сообщил, что в минувшем году объемы выкупа арендованной городской земли были большими. «В результате те доходы, которые мегаполис ранее получал через аренду земли, теперь поступают в казну в качестве земельного налога, который, как известно, является уже налоговым доходом», — сказал он.

По мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии МГД Игоря Антонова, если раньше бюджет города в доходной части был умеренно-оптимистичным, то нынешний проект бюджета можно назвать консервативным, что обусловлено серьезными инвестиционными проектами, в частности по развитию транспортной системы города.

Председатель Думы Владимир Платонов отметил, что в последнее время в целях повышения доходности бюджета происходит отказ от системы льгот для организаций. По его мнению, немалая часть сектора экономики находится в тени, и поэтому было бы целесообразно достигать повышения доходности бюджета за счет вывода ее из тени. «Идя по этому пути, можно изыскать мощнейшие резервы для более эффективного развития», — подчеркнул он.

 





Благоразумный рост


















 

Планы по расходам столичной казны на ближайшую трехлетку вызвали у депутатов куда больший интерес. Сразу стоит отметить, что, как и в предыдущие годы, городской бюджет останется социально ориентированным, а транспорт и благоустройство территорий по-прежнему числятся в приоритетах столичного правительства. Расходы на эту сферу будут составлять в среднем 64% от размера казны ежегодно.

По данным главы Департамента финансов столицы Елены Зяббаровой, в 2014 году расходы столичной казны составят ориентировочно 1,65 триллиона рублей (соответственно в 2015 году — 1,7 триллиона, а в 2016 году — 1,765 триллиона).

Приоритетом развития столицы станет заявленная еще в ходе выборов мэра программа «Москва — город, удобный для жизни». За три года на нее будет потрачено в общей сложности более 9 триллионов рублей. Не трудно подсчитать, что это значительно больше совокупных доходов столичной казны на трехлетку, однако сумма учитывает еще и поступления из федерального бюджета, а также от юридических и физических лиц. Реализация программы будет проходить по ряду направлений, названия которых говорят сами за себя — «Здоровый город», «Мобильный город», «Образованный город» и «Социально защищенный город».

Городская казна по-прежнему построена по программно-целевому принципу. Правда, вместо нынешних шестнадцати программ в будущем году планируется пятнадцать (программа энергоэффективности войдет в состав программы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры). Большую часть доходов казны направят на финансирование программ соцзащиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Все эти направления детально обсудили комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья; по социальной политике, а также по образованию.

 





Благоразумный рост


















 

Власти в который раз подчеркивают, что объем и количество социальных льгот в городе снижаться не будут. Одна из основных бюджетных программ — социальной поддержки жителей Москвы на 2012–2018 годы — будет выполняться в рамках направления «Социально защищенный город». Только в будущем году на нее выделят более 335 миллиардов рублей. В общей же сложности из всех источников (средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц) на нее потратят более 893 млрд рублей в 2014 году.

Эта госпрограмма разбита на пять подпрограмм. Одна из них, например, направлена на социальную поддержку старшего поколения. За ее счет будут выплачиваться региональные доплаты к пенсиям, ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным гражданам), социальные льготы, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, проезда на городском общественном транспорте и пр. На все про все уйдет 245 миллиардов рублей в 2014 году.

Еще одним приоритетным направлением социальной политики останется поддержка многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей-сирот и преодоление социального сиротства. Напомним, что с мая 2013 года размеры ежемесячных пособий опекунам или усыновителям детей-сирот установлены в размере 25 тысяч рублей в месяц на ребенка-инвалида, 20 тысяч рублей при опеке или усыновлении ребенка старше 12 лет, 18 тыс. рублей в месяц на ребенка в возрасте до 12 лет семьям опекунов, приемных родителей, воспитывающим трех и более детей-сирот. К 2016 году планируется сократить количество детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%.

Разумеется, не оставят без внимания и инвалидов — на их социальную интеграцию ежегодно будут выделять по пять с лишним миллиардов рублей. «Программа финансово полностью обеспечена. Будет соблюден основной принцип социальной политики — адресность. Меры социальной поддержки получат именно те москвичи, которые в них нуждаются. Бюджет этот принцип подтверждает. В нем только на адресную социальную поддержку заложено порядка пяти миллиардов рублей», — говорит руководитель Департамента социальной защиты населения города Владимир Петросян.

— Бюджет остается социально направленным, — отметил Михаил Антонцев, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям МГД. — Он абсолютно четко закладывает возможности дальнейшего повышения уровня жизни людей и решения тех социальных проблем, которые на данный момент есть. Это и поддержка определенных льготных категорий граждан через пособия, доплаты, различные выплаты, а также через развитие системы социальной защиты населения.

В рамках приоритетного направления «Здоровый город» будет выполняться сразу несколько госпрограмм: «Столичное здравоохранение», «Спорт Москвы» и пр. Например, только на обеспечение программы «Столичное здравоохранение» за счет всех источников поступит 388,6 миллиарда рублей в 2014 году. Это на 7,2% больше по сравнению с 2013 годом.

Разумеется, главная цель программы — сделать москвичей здоровее. Для чего медицинскую помощь собираются сделать более доступной и качественной. А главное — оказывать ее преимущественно в поликлиниках (включая диагностику и лечение на ранних стадиях заболеваний), не доводя ситуацию до больниц. Благодаря этой программе уже к 2016 году власти намерены добиться увеличения средней продолжительности жизни москвичей до 77,2 года, а к 2020-му — до 78,3 года.

Людмила Стебенкова, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы:

— Первое, на что хотела бы обратить внимание, это существенный рост бюджета на здравоохранение. Его совокупная часть составляет 388 миллиардов рублей. То, чем оперирует Департамент здравоохранения города — это 205 миллиардов рублей. Во-вторых, нас волновало, насколько учтен вопрос льготного лекарственного обеспечения. Были годы, когда наблюдалось недостаточное финансирование. В проекте данного бюджета на эти нужды будет направлено 9,1 миллиарда рублей регионального бюджета. Кроме того, интересовал вопрос финансирования строительства новых поликлиник. Очевидно, что все усилия будут напрасными, а население не будет удовлетворено итогами программы модернизации здравоохранения, если не будет доступного высококачественного первичного звена. К 2016 году запланировано построить 24 объекта. На реализацию этих проектов запланировано 45 миллиардов рублей.

Еще один момент — это переход на подушевое финансирование первичного звена. Это позволит в том числе увеличить зарплату медперсонала. Не секрет, что в некоторых городских поликлиниках укомплектованность терапевтами оставляет желать лучшего. Во многом и из-за того, что их зарплата отстает от зарплаты терапевта в стационаре. Чтобы привлечь в первичное звено высококлассных врачей, повышается оплата труда, создаются условия для интересной работы. Это особенно актуально в свете того, что койки в стационарах будут освобождаться, а врачи будут вынуждены переходить из стационаров в первичное звено.

 





Благоразумный рост


















 

Расходы на образование горожан будут финансироваться в рамках направления «Образованный город» через программу «Столичное образование». В общей сложности в будущем году на нее планируется потратить более 417 миллиардов рублей. По данным заместителя руководителя Департамента образования Олега Яковлева, этот бюджет учитывает фактор роста контингента воспитанников детских дошкольных учреждений и учащихся общеобразовательных учреждений.

Но достаточно ли в бюджете средств на предоставление услуг бесплатного образования? Как заявил руководитель профильного ведомства Исаак Калина, «в системе образования деньги привязаны к ребенку. При расчете необходимого финансирования количество детей умножается на норматив содержания ребенка и его образования, в результате чего получается необходимая цифра в бюджете. Я всегда говорю, что для Департамента финансов наше ведомство самое прозрачное. У нас все четко: деньги идут за ребенком».

На питание детсадовцев и воспитанников учебно-воспитательных комплексов будут выделять по 10,5 миллиарда ежегодно; на обеспечение безопасных условий пребывания детей в образовательных учреждениях — почти по 7 миллиардов. На строительство зданий для нужд сферы образования выделяется 31 миллиард рублей. Планируется построить 58 зданий для дошкольных учебных учреждений на 12 тысяч мест, 16 школ и 23 пристройки блока начальной школы.

Исаак Калина заверил депутатов, что все москвичи старше 3 лет и впредь будут обеспечены местами в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день только в Щербинке наблюдается очередь из 380 детей. Также в столице есть районы, в которых строительство дошкольных учреждений невозможно в связи со сложившейся плотной застройкой. Дети посещают сады в соседних районах города. В то же время, по его словам, «ведется кропотливая и, наверное, не очень заметная работа по возврату Департаменту образования зданий, в которых находились учебные заведения, и земель, на которых эти здания стояли. Порядка 100 участков рассматриваются сегодня как возможные для инвестпроектов».

— Бюджет Департамента образования будет уменьшен на 9,9 миллиарда рублей, — отметил Виктор Кругляков, председатель комиссии по образованию и молодежной политике МГД. — В связи с чем произошла такая оптимизация средств? Потому что это невостребованные средства. В частности, когда была введена электронная регистрация будущих учащихся школ и дошкольников, выяснилось, что много детей были зарегистрированы в нескольких учебных заведениях. Деньги на этих детей были в бюджете заложены, но не были израсходованы. В общей массе получались большие цифры — 1,5 миллиарда рублей.

Что касается проекта бюджета на 2014–2016 годы, то в целом расходы на образование колоссальные. Объем — 17,4% от всего бюджета города. Это говорит о том, что сфера для города, для правительства, для Мосгордумы приоритетная. Поэтому все объемы финансирования и все гарантии доступного и высококачественного образования будут сохранены.

 





Благоразумный рост


















 

Развитие транспорта по-прежнему остается одним из главных приоритетов развития города — на него пойдет более 70% средств адресной инвестиционной программы. Программа «Развитие транспортной системы» — составляющая приоритета «Мобильный город». Объем финансирования этого приоритетного направления прогнозируется в размере 579 миллиардов 572,9 миллиона рублей в 2014 году. Предусматривается развитие линий метрополитена, а также строительство дорог и развитие улично-дорожной сети. Так, запланированные ассигнования на развитие подземки позволят ввести в 2014–2016 годах более 58,9 километра линий метро и построить 32 станции метрополитена. Кроме того, в течение трех лет столица закупит 177 единиц наземного городского пассажирского транспорта. 598 миллиардов 776,6 миллиона рублей выделено на развитие транспортной инфраструктуры в 2015 году и 599 миллиардов 657,8 миллиона рублей — в 2016 году.

На содержание объектов дорожного хозяйства город потратит 27,9 миллиарда рублей, на ремонт объектов дорожного хозяйства — 18,3 миллиарда. Это позволит обеспечить пятилетний цикл ремонтных работ на объектах дорожного хозяйства. На организацию безопасности дорожного движения на 2014–2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 476,5 миллиона рублей ежегодно, за счет которых планируется проектирование 312 и строительство 255 светофоров.

В приоритете развития города числится и благоустройство его территорий. Так, на организацию работ по содержанию дворовых территорий в 2014 году собираются потратить более 18 миллиардов рублей, которые позволят обеспечить уборку 21,4 миллиона квадратных метров дворовых территорий, включая закупку противогололедных реагентов, вывоз и утилизацию снега.

На мероприятия по капремонту многоквартирных домов обещают потратить в будущем году более 8 миллиардов рублей. В итоге износ жилищного фонда должен снизиться на 4%.

Для обеспечения социальных выплат на строительство или приобретение жилья очередникам запланированы бюджетные ассигнования в 2014 году в объеме 4 миллиарда 809,5 миллиона рублей (в 2015 и 2016 годах — по 5 миллиардов 11,5 миллиона рублей). На соцвыплаты молодым семьям на строительство или приобретение жилых помещений власти перечислят в 2014 году более 244 миллионов рублей.

Наряду с бюджетными инвестициями и социальными выплатами для улучшения жилищных условий граждан власти предполагают решать задачу жилищного строительства с привлечением внебюджетных источников — средств юридических и физических лиц, которые пойдут на комплексную застройку земельных участков в 2014–2016 годах в следующих объемах: 151 миллиард 139,2 миллиона рублей, 158 миллиардов 91,6 миллиона рублей и 165 миллиардов 521,9 миллиона рублей соответственно.

Кроме того, в рамках госпрограммы «Жилище» предполагается создание сети бездотационных домов путем передачи построенных городом жилых помещений. С 2014 года предусматривается функционирование 12 таких домов, что позволит улучшить жилищные условия более чем 3 тысячам семей. В 2015–2016 годах планируется построить еще 12 подобных зданий. Всего программе «Жилище» достанется 12% бюджетных инвестиций, за ее счет в 2014 году в городе будет построено 649 тысяч квадратных метров жилья, в 2015-м — 543 тысячи квадратных метров, а в 2016-м — 587 тысяч квадратных метров.

Финансирование культуры в будущем году останется на уровне нынешнего. В первом квартале 2014 года для столичных меломанов откроет свои двери отремонтированное здание «Геликон-оперы». В будущем году на реконструкцию уйдут два столичных театра: имени Владимира Маяковского и «Современник». Спектакли Маяковки можно будет смотреть на Малой сцене театра. Труппу «Современника» приютит здание театра на Яузе.

Также планируется строительство и открытие двух многофункциональных культурных центров: «Красный Октябрь» и «Восход». Интересное нововведение Департамента культуры коснется финансирования культурных проектов. Появится возможность на страничках ведомства в соцсетях размещать проекты, связанные с развитием культуры в городе. Те из них, которые наберут наибольшее количество голосов пользователей, будут рассмотрены на заседании специальной комиссии Департамента культуры города и, если цена вопроса не превысит трех миллионов рублей, профинансированы.

Подпрограмму «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы» в рамках программы «Стимулирование экономической активности» представил депутатам руководитель Департамента труда и занятости города Москвы Александр Кириллин. Он отметил, что минимальная зарплата в Москве сегодня составляет 12 200 рублей в месяц: «В рамках трехсторонней комиссии ведутся переговоры по ее увеличению. Но цифры пока не согласованы».

По данным Кириллина, квоты на привлечение дополнительных трудовых кадров на 2014 год утверждены в размере 3,1% от экономически активного населения города, что составит 200 тысяч человек. «Это на 6–8 тысяч меньше, чем в текущем году», — сказал руководитель ведомства.

А вот зарплата бюджетников сегодня равна оплате труда государственных служащих столицы. «Рост зарплаты выше темпов инфляции. Фонд оплаты труда бюджетников запланирован в размере 300 миллиардов рублей», — заявили в Департаменте финансов города.

Задачи госпрограммы «Градостроительная политика» — сохранить историко-архитектурный облик центра города и сформировать благоприятный инвестиционный климат. Она будет выполняться в рамках направлений «Комфортная городская среда» и «Новая экономика Москвы». Из бюджета города в 2014 году на нее выделят 13,48 миллиарда рублей. Деньги пойдут на строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити», Международного культурного делового центра «Дом Москвы» в Вильнюсе, здания для размещения префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов, обеспечение территории малоэтажной застройки на присоединенной к Москве территории и садоводческих товариществ москвичей инженерной и транспортной инфраструктурой, строительство объектов ритуального назначения.

В 2014–2016 годах на присоединенных территориях планируется строительство подстанции Скорой помощи, 4 поликлиник, 13 детсадов, 4 школ, 9 пожарных депо и 12 объектов дорожного хозяйства.

Не забыли власти и об охране окружающей среды (средства на нее выделят сразу по нескольким программам). Например, по данным зам. руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Евгении Семутниковой, только на компенсационное озеленение город будет тратить ежегодно по 3 миллиарда рублей — в итоге в Москве высадят 70 тысяч деревьев и 160 тысяч кустарников, а также засеют газоны общей площадью 320 гектаров.

Кстати, благодаря новому постановлению правительства Москвы теперь в Москве можно согласовывать посадку деревьев и кустарников в упрощенном порядке, а общественность играет в выборе растений и места их укоренения основную роль. «По такой схеме с августа 2013 года уже подобрано 259 участков для высадки деревьев», — сообщила Евгения Семутникова. Кроме того, в рамках программы в городе проложат 32 тысячи квадратных метров велодорожек.

Вера Степаненко, председатель комиссии по экологической политике МГД:

— Впервые за многие годы мы получили программу мероприятий по охране окружающей среды. Она вошла в качестве подпрограммы в приоритетное направление «Здоровый город». Это говорит о том, что мы пришли к пониманию простого факта о влиянии окружающей среды на здоровье человека: какова окружающая среда, насколько мы ее улучшаем, настолько мы и здоровы.

Подпрограмма четко структурирована — и денег выделяется достаточно. Только на мероприятия, связанные с улучшением зеленого фонда, запланировано около 7 миллиардов рублей ежегодно. Если же суммировать весь бюджет на экологию, то он составляет около 20 миллиардов рублей. Впервые за многие годы те предложения, которые формировала общественность и специалисты, были полностью учтены. Вот такая приятная новость в Год охраны окружающей среды.

Игорь Антонов, председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы:

— В структуре и объемах поступлений по налоговым и неналоговым источникам в настоящее время происходят существенные изменения, объективная оценка которых обуславливает необходимость сокращения доходов бюджета в 2013 году на 59,6 млрд рублей. Когда депутатский корпус приступит к рассмотрению бюджета 2014 года, этот важный аспект бюджетного планирования обязательно следует иметь в виду, чтобы обеспечить необходимые резервы на случай возникновения различных ситуаций. В текущем году благодаря взвешенному структурированию бюджета город располагает таким резервом прочности, поэтому провести сокращение расходов по отдельным государственным программам и непрограммным мероприятиям можно относительно безболезненно.

Сокращение бюджетных ассигнований по программе социальной защиты объясняется исключительно уточнением реального контингента получателей доплат, субвенций и иных социальных пособий и никак не связано с уменьшением абсолютного размера таких выплат. В этой связи считаю необходимым особо подчеркнуть, что каждый москвич, имеющий право на конкретные меры социальной поддержки, получит их в установленный срок и в полном объеме.

Татьяна Портнова, председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы:

— Важно, что сохранены все социальные гарантии, а также социальные программы. Если говорить о местном самоуправлении, то ему дано достаточно денег на те функции, которые оно должно выполнять. Обычно мы плодотворно работаем с Департаментом финансов и на уровне подготовки ко второму чтению вносим очень много предложений. Органы местного самоуправления вместе с Советом муниципальных образований также готовят свои поправки. Если первое время для нас такая совместная форма работы была внове, то сейчас процесс идет в штатном, отработанном режиме.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей