Товарный знак — друг или враг?

Товарный знак — друг или враг?













фото: Геннадий Черкасов





«МК» продолжает публиковать разбор часто встречающихся ситуаций.

«Можно ли защитить свое доменное имя от недобросовестного использования? Конкурент открыл сайт, всего на одну букву отличающийся от оригинала, и теперь привлекает часть посетителей к себе».

— Существование схожих доменных имен само по себе не запрещено действующим законодательством и не противоречит ему. Исходя из судебной практики, доменное имя нельзя отнести к средству индивидуализации или иному виду интеллектуальной собственности, которым предоставляется самостоятельная правовая охрана.

Однако в указанном случае возможно попытаться защитить доменное имя организации, доказав в суде злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ) со стороны нарушителя путем ведения недобросовестной конкуренции. В частности, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ N5560/08 от 11.11.2008 г. есть критерии оценки действий администратора домена: 1) схожесть доменного имени с товарным знаком; 2) отсутствие законных прав и интересов у владельца доменного имени в отношении данного обозначения; 3) недобросовестное использование доменного имени. Для оценки действий администратора как акта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие указанных трех критериев в совокупности.

Например, такой подход был применен в постановлении ФАС Московского округа от 28.11.2012 г. по делу NА40-131680/11-51-1187: «С учетом того, что истец являлся правообладателем товарного знака и в силу положений ст. 1484 ГК РФ обладал законными правами и интересами в отношении соответствующего доменного имени, но в российской зоне сети Интернет такое доменное имя администрировалось ответчиком, не имевшим отношения к бизнесу истца и не получившим его согласия на использование товарного знака, суд пришел к выводу, что действия ответчика (...), фактически не использовавшего сайт с этим доменным именем, подлежали квалификации в качестве акта недобросовестной конкуренции...»

Но надо учитывать, что сама по себе регистрация товарного знака и его схожесть с доменным именем не всегда являются основанием для запрета использования похожего доменного имени. Важны сроки регистрации домена и товарного знака, а также степень смешения доменного имени и фирменного наименования организации.

«Фирма является правообладателем нескольких товарных знаков и крайне заинтересована в недопущении регистрации похожих знаков на имя других компаний. Каким образом можно отслеживать такие обозначения и препятствовать их регистрации?»

— Для того чтобы обозначения, которые, по вашему мнению, являются сходными до степени смешения с вашими товарными знаками, не регистрировались в качестве товарных знаков, служит статья 1483 ГК РФ. В пункте 6 этой статьи говорится: «Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

Для того чтобы предупредить действия, связанные с регистрацией подобных товарных знаков, необходимо постоянно мониторить подачу заявок на регистрацию в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) Роспатента. Базу зарегистрированных обозначений (или находящихся в стадии регистрации) можно посмотреть по адресу: www1.fips.ru. Эффективным способом борьбы является подача писем-протестов против регистрации в отдел экспертизы ФИПС Роспатента до момента вынесения решения по спорной заявке.

Если уже вынесено положительное решение о регистрации и заявитель оплатил госпошлину, остается только длительный и дорогостоящий путь — доказывать свои интересы в Палате по патентным спорам ФИПС Роспатента. Протест (основанный на сходстве с ранее зарегистрированным товарным знаком) может быть подан только в течение пяти лет с даты публикации информации о регистрации товарного знака (абз. 2 п. 2 ст. 1512 Гражданского кодекса РФ).

Одновременно не стоит забывать о превентивных мерах защиты своих товарных знаков. В частности, о наличии надлежащих доказательств использования товарных знаков в отношении всех товаров и услуг и подаче новых заявок на территории РФ.

СПРАВКА "МК"

Оставить заявку по вопросам гражданского, трудового, налогового, корпоративного права, интеллектуальной собственности, госзакупкам предприниматели могут на сайте www.dmppravo.ru, позвонив по телефону 8(499)372-11-03 или посетив один из консультационных пунктов (адреса на сайте).


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей