Клуб любителей халявы

Клуб любителей халявы













фото: PhotoXPress





Немного теории. Предпринимательство — это не столько рисковая деятельность, как ныне привычно рассуждается, сколько поиск и использование новых возможностей для получения выгоды. Перспективы, варианты, шансы приходят в виде новых знаний, именно поэтому рынок трактуется в том числе как площадка для обмена информацией. В свою очередь информация поступает из самых разных источников: из общей и специальной литературы, межличностного регулярного и случайного общения, средств социальной коммуникации, произведений массовой и элитарной культуры. Что же до риска как неотъемлемой части предпринимательской деятельности, то риск — это скорее часть издержек, нежели ресурс, из которого по воле случая вдруг получается доход.

Предприниматель живет в каждом. Абстрактный бюджетник — тот же предприниматель с той разницей, что он предпочитает стабильное небогатое существование проявлению инициативы, риску создать что-то свое. А разговоры о плохом предпринимательском климате, низкой конкуренции, отсутствии помощи государства — даже не отговорки, а аргументы в пользу ранее сделанного выбора.

Предпринимательство всегда и везде выступает в форме творчества, или, как сейчас модно говорить, — креатива. Однако все последние годы российские предприниматели находились под влиянием преимущественно антиобщественного вдохновения: изыскивали новые способы ухода от налогов, получали легальный статус, поскольку зарегистрированный уклонист незаконным предпринимателем не считается, инициировали ценовые сговоры, платили дань бандитским и (или) правоохранительным преступным группировкам, подстраивались под новые правила игры.

Это не предпринимательство, господа, это «оптимизация» затрат. Функция, которую в дореволюционные годы успешно выполняли вороватые приказчики. Причем затраты эти как объективные (например налоги), так и субъективные (те же расчеты с «крышей»). Выходит, подавляющее число российских бизнесменов никакие не предприниматели, а дешевые служки ее величества алчности.

Даже главный предпринимательский скандал последних месяцев — увеличение отчислений индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд — крутится вокруг одной из статей расходов. Не запрет на торговлю пивом и сигаретами в ларьках, не ползучее повышение арендной платы за муниципальное имущество, а увеличение социальных взносов, составляющих в предпринимательской себестоимости зачастую лишь десятые доли процента. Причем первым возмущение выказал «доблестный» серый сектор: от легального статуса начали отказываться прежде всего те, кто все последние годы использовали регистрацию как ширму, необходимую для совершения формальных действий, например оформление арендных договорных отношений.

Подумать только: индивидуальных предпринимателей обязали платить пенсионные взносы не с одного (5205 руб.), а с двух МРОТ (10 410 руб.), что в разы ниже не только средней зарплаты по экономике (26 992 руб.), но даже медианной зарплаты (когда одна половина работников получает больше определенной суммы, вторая — меньше), составляющей порядка 17 тыс. руб. Тут же в ответ полились слезные россказни обеспеченных побирушек, будто весь их ежемесячный доход — сущие копейки.

Все прошедшие годы знания и навыки искали и обретали единицы — они же и «выбились в люди». Большинство же креативной работой не утруждалось: все торгуют — и мы торгуем, все открывают японские рестораны — и мы открываем, все ремонтирует квартиры — а мы чем хуже? И не нужно лукавить, будто кто-то заботится исключительно о благе населения: на потребительский рынок работают все.

Ближе к практике. В современном предпринимательстве правят бал не нефтяные вышки или золотые прииски, а человеческие потребности. Оглянитесь, проанализируйте, чего вам лично вам не хватает, поговорите с близкими, прислушайтесь к случайным разговорам — подсказки вокруг вас. И не забудьте свериться с формальными (законы) и неформальными (мораль, традиции, обычаи) ограничителями.

Не пренебрегайте ежедневно получаемой информацией, формирующей и знание, и идеи. Практическое (эксклюзивное, отличное от общепринятых догм) знание часто более актуально, чем знание теоретическое, научное и систематизированное. Ни один успешный предприниматель не заработал свои капиталы, преображая теорию в практику, все отталкивались от реальности.

Не верьте, что все уже придумано до вас. Одной из жемчужин творческого наследия нобелевского лауреата по экономике Фридриха фон Хайека стал вывод о том, что экономическая система производит не материальные вещи, а нематериальное знание. Возможности для экономического роста безграничны, задача сводится к использованию этих возможностей.

Не пренебрегайте интуицией. Вспомните, как учатся держаться на велосипеде: когда теряется равновесие, все крутят руль в ту же сторону, в которую заваливаются, и за счет центробежного ускорения падают еще быстрее. Только после того, как организм приспосабливается поддерживать баланс, что-то начинает получаться. С предпринимательством та же история: цены, кредиты, фирмы — это все потом, сначала трансформация информации в идею.

Может ли государство помочь предпринимателям? Конечно. Однако глупо обвинять государство с экономическим фундаментом в виде рынка в удушении предпринимательского сектора. Разве абстрактное государство у кого-то крадет будущие идеи? Запрещает думать, анализировать, пробовать? Принуждает работать в лагерях и шарашках за миску похлебки?

Не надейтесь, что конкретный путь к успеху подскажут экономисты-теоретики или физики-ядерщики. Во-первых, эти люди посвятили свои жизни науке, а во-вторых, если б они точно знали, как заработать на практике, они бы давно стали минимум обладателями патентов, максимум — владельцами крупнейших состояний.

Поражает обилие новоявленных бизнес-консультантов, штампующих привокзальную макулатуру из серии «как заработать триллион». Начинающие предприниматели и здесь, вместо того чтобы пораскинуть собственными мозгами, надеются что-то выжать из чужой, давно реализованной идеи, некогда начинавшейся с банального анализа и получения новой информации. Жизнь со времени тех бизнес-событий давно изменилась, да и предпочтения людей стали другими.

...В 1988 году в тогда еще советском Минске один местный предприниматель наладил выпуск простеньких наборчиков «Сам сапожник» из двух набоек и гвоздиков для каблуков женских туфель (в СССР с бытовыми услугами были большие проблемы). Комплект стоил один рубль. За год было продано 15 (пятнадцать) миллионов экземпляров.

Господа, про ваши обиды мы все знаем. Когда вы наконец включите мозги?


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей