Руководитель Центра инновационного развития Константин Фокин: «Будущее новой промышленности Москвы — за 3D-производством»

Руководитель Центра инновационного развития Константин Фокин: «Будущее новой промышленности Москвы — за 3D-производством»













фото: Александр Астафьев





СПРАВКА "МК"

Центр инновационного развития Москвы создан Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы как своего рода «единое окно» для высокотехнологичных компаний и инвесторов, где можно бесплатно получить полезную информацию и консультации для проектов любой стадии (от идеи до выхода на рынок). ЦИР (www.inno.mos.ru) сориентирует, какие существуют бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, производственные и экспериментальные площадки, образовательные программы и др.

— За последний год Москва поднялась на 120 пунктов, до 74-й строчки, в одном из самых влиятельных рейтингов инновационных городов — австралийского агентства 2thinknow. Как вы объясняете этот скачок?

— Во-первых, у экспертов появилось больше информации о городе — Москва много участвует в международных форумах, конкурсах, проводит их у себя. Во-вторых, стали заметны изменения, старт которым дан в течение последних нескольких лет: приняты городской закон о научно-технической и инновационной деятельности и программа «Москва — инновационная столица России на 2012–2016 гг.», создано специализированное агентство — ЦИР, развивается инфраструктура: технопарки, инкубаторы, технополисы, — открываются новые фонды, организации бизнес-ангелов. По итогам 2012 года Россия признана самым быстро растущим рынком венчурного капитала и четвертым по объему в Европе.

Но, безусловно, рейтинг — это всегда мнение более или менее профессиональной команды, которая сама может выдвинуть на первый план какие-то критерии. Например, один из серьезных факторов, усложняющих развитие Москвы и с которым трудно что-то сделать, — климат. В таких рейтингах учитывается масса нюансов, например близость или удаленность мегаполиса от основных рынков…

По нашему мнению, Москва уже сейчас находится в двадцатке инновационных городов: по своему размеру, по количеству студентов, научной базе, экономической активности. Кстати, наше индустриальное наследие, на которое мы иногда косимся — имею в виду промышленные зоны, — это очень серьезная возможность для развития, практически утраченная другими крупнейшими мегаполисами мира.

В Европе города почти стопроцентно сервисные, а нам ничто не мешает развернуть в промзонах современные производства — экологически чистые, дающие рабочие места и решения для городского хозяйства. Сейчас в мире становится очень заметен тренд на развитие 3D-производства, то есть «печатание» вещей: не надо никаких огромных ангаров, грубо говоря, поставил «сарайчик» и уже в понятной временной перспективе сможешь на принтере сделать себе машину или компьютер. У Москвы есть шанс занять свое место в новой индустрии.

Если говорить о текущей ситуации, одной из косвенных оценок инновационного сектора Москвы является увеличение на порядок рынка венчурного капитала за последние пять лет. Значит, в городе растет число компаний, в которые готовы вкладываться инвесторы. Каждый день приходят новости о сделках, слияниях, поглощениях, в том числе с международным участием. Очень силен IT-сектор, он стартовал с нуля, а сегодня продукт наших программистов легко пересекает границу.

Другое дело, что, начиная работать на международных рынках, компании свой центр прибыли и исследования, к сожалению, зачастую также переносят в другие страны. Для этого есть ряд причин, с которыми нам надо разбираться: от налогового законодательства — оно в РФ далеко не всегда конкурентно с правилами, предлагаемыми компаниям с активами в виде интеллектуальной собственности (IP) и глобальными операциями в других странах, — до ценности бренда «сделано в России». В последнем случае серьезно встает еще и вопрос аутентичности — где впервые была проработана технология? Водка, ядерная энергетика до сих пор ценятся российские, как и немецкие машины ценят больше, чем корейские. В большинстве случаев нам уместнее не пытаться догонять уходящие поезда и конкурировать в отраслях, начатых не в России, а искать свое будущее в новых идеях, в новых сферах.

— Как город планирует дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры?

— У нас две основные линии: во-первых, продолжить активное развитие «якорных», больших проектов — таких как инновационные кластеры, «Сколково», технополис «Москва», технопарк Физтеха и др., — а во-вторых, оказывать на начальных этапах поддержку относительно небольшим, но нужным для развития новых индустрий предпринимательским инфраструктурным проектам: инкубаторам, центрам коллективного пользования и т.п.

Запущена Московская программа инкубирования технологий — чтобы большее число стартаперов могло воспользоваться услугами бизнес-инкубаторов. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций Москвы развивает рынок рискованного умного капитала ранней стадии. В ответ на кадровый запрос — дефицит ребят с мозгами, которые могли бы работать и руками, — растет сеть центров молодежного инновационного творчества с современным инженерным оборудованием. В ближайшее время откроем такой центр при Дарвиновском музее.

Пару месяцев назад запустили сервис по подбору площадок, где изобретатели смогут провести тестирование своих разработок: например, в МОЭК, если это касается энергетической эффективности, безопасности, или технологическом центре по новым материалам. Планируем подключить другие крупнейшие предприятия Москвы.

— На заседании столичного правительства снова говорили о создании Совета по содействию развитию инновационной деятельности, который возглавит зам. мэра по вопросам экономической политики и куда войдут представители федеральных органов власти, российские и международные эксперты. Зачем понадобился дополнительный орган?

— Совет сможет вырабатывать коллегиальные решения, которые затрагивают сразу несколько ведомств, организаций, и координировать их взаимодействие, рассматривать крупные, комплексные проекты. Например, кто-то придумал что-то полезное для городского хозяйства: новый вид транспорта или новый формат торгового объекта. Городу интересно посмотреть, как это будет работать на практике, но процесс ввода в эксплуатацию сильно зарегламентирован: аукционы, согласования. Значит, нужно волевым решением дать зеленый свет эксперименту. Только не по указке одного человека, а с согласия разных экспертов, которые оценят безопасность, эффективность проекта.

— Кстати о городском хозяйстве. Госзаказ предусматривает квоту на инновационные разработки, то есть закупку уже готовой продукции, а как в мире привлекают инноваторов к решению проблем мегаполисов?

— Лучшая мировая практика, когда город формулирует и публикует свои задачи и проблемы — допустим, обустроить компактные парковки во дворах, — и объявляет конкурс на поиск лучшего решения. Мы начинаем эту работу, уже есть предварительные договоренности с городскими департаментами ЖКХ и благоустройства, торговли, транспорта. До конца 2013 года мы должны запустить несколько конкурсов, в том числе выйти на поиск решений и за пределами страны.

Кроме того, ЦИР открыл виртуальный «банк» решений для Москвы, куда инноваторы могут присылать свои идеи для разных отраслей. Например, одно из предложений — установить на входе в метро устройство «Чистоног», очищающее обувь пассажиров. Кто-то придумывает интересные остановки, урны. Город испытывает серьезную потребность в комплексных, интегрированных решениях. Многие наши ноу-хау ничуть не хуже американских или японских, надо просто готовить к ним отечественный спрос и не впадать в чрезмерную российскую рефлексивность: мы хотим и умеем делать суперрешения!


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей