Введение тахографов отсрочено на год

Введение тахографов отсрочено на год







Идея внедрения тахографов в целом здравая. Умный прибор позволяет следить, сколько времени грузовик провел в пути. Переработка водителей является острой проблемой на рынках автомобильных грузоперевозок и пассажирского транспорта. Уставший водитель является источником опасности. Бывает, что водители многотонных машин засыпают за рулем. Это снижает безопасность дорожного движения и увеличивает аварийность, то есть риск ДТП. В них гибнут люди, причем по большей части ни в чем не повинные.

Тахограф позволяет государству в лице ГИБДД знать, сколько километров намотал за сутки грузовик или автобус. Если больше нормы (2 тыс. км для одного водителя и 3,5 тыс. км для экипажа двух сменщиков), то «стахановец» заплатит штраф и отправится на 8 часов спать. Есть модели тахографов (так называемые такс-шайбы), действующие еще радикальнее. По достижении нормы километража двигатель, после трех 15-минутных предупреждений, отключается и снова заводится лишь через 8 часов. Перерабатываешь? Стой как дурак посреди дороги, привлекая внимание ГИБДД.

Тахографы бывают аналоговые и цифровые. Последние дают возможность с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС (или ей подобной) всегда знать, где находится грузовик или автобус. Это снижает риск криминала. Оборудованные цифровыми тахографами транспортные средства на порядок сложнее угнать или ограбить. Отклонился с маршрута или встал? А почему? Может, с «братками» о жизни беседуешь?

Сигнал о странном поведении транспортного средства направляется владельцу грузовика (автобуса) и в полицию. И прибор не обманешь; его «заявление» не положишь под сукно. Получив сообщение, владелец техники, как правило, звонит по сотовому водителю. Не получив ответа или услышав фразу о криминале (распространено «здоровенькi булы!» вместо обычного приветствия), он начинает обрывать полицейские телефоны. И горе доблестным правоохранителям, если не пошевелятся: сигнал с прибора зафиксирован, что дает юридическое основание для их обвинения (как минимум) в халатности. Честным же полицейским (а их большинство) сигнал с электронного тахографа дает оперативную информацию о месте предполагаемого преступления; это маяк.

Когда криминала нет, информация о местонахождении транспортного средства бывает не лишней для его владельцев. Водители любят «срезать», огородами ездить. Себе в карман, хозяину в ущерб. А пассажиры автобусов и маршруток часто сталкиваются с тем, что транспорт почему-то отклоняется от маршрута или подолгу стоит, ожидая заполнения. С электронным тахографом не забалуешь: весь пройденный маршрут расписан по секундам; любое нарушение можно доказать. И наказать.

На рынке есть еще один участник, заинтересованный в скорейшем внедрении тахографов: страховщики. Ранее они осторожничали и избегали высказываться. Но специально для «МК» в Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили:

«Требование встретило ожесточенное сопротивление транспортников. Что неудивительно, ведь в погоне за прибылью предприниматели зачастую пренебрегают вопросами безопасности. Они требуют доставки груза в совершенно нереальные сроки. Водитель вынужден практически не спать в течение 2—3 суток. Потом в новостях видим: «В Пензенской области 14 мая микроавтобус столкнулся с фурой; 11 погибших». Водители, режим работы которых контролируется электронным прибором, перестают нарушать нормы труда и отдыха и скоростной режим. Это снижает аварийность в среднем на 30%. Тахографы применяются везде; в Европе штрафы за нарушения достигают ?6 тыс. К сожалению, пока нельзя прописывать обязательное наличие тахографа в договорах ОСАГО и КАСКО. Но, как только закон позволит это, мы обязательно рекомендуем страховым компаниям внести в договора такой пункт».

Исследование любой экономической проблемы в России быстро приводит к стандартной ситуации. Все заинтересованные стороны утверждают, что идея хорошая, но есть какой-то жадный козел, который мешает и вставляет палки в колеса. Конечно, «козлы отпущения» у всех разные (лишь бы не сам опрашиваемый и не его друзья). Но враг есть всегда. Лично я давно убедился, что козлов нет. А есть стороны конфликта, и у каждого своя правда.

Внедрение тахографов вызвало на российском рынке автомобильных грузоперевозок скандал. Почему? Потому что внедряли чисто по-российски, с грацией слона в посудной лавке и с выкручиванием рук.

В Европе, например, процесс введения тахографов начался в 2000-м, растянулся на 6 лет и дважды переносился. Дорогостоящие электронные приборы с привязкой к спутнику ставят лишь на новые автомобили. На старой технике разрешено использовать аналоговые приборы, вплоть до ее списания. Согласно требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств на международных автомобильных перевозках (ЕСТР), участником которого является Россия, электронные тахографы в Евросоюзе будут окончательно введены и станут обязательными лишь к 2018 году.

В России решили сразу ввести электронные тахографы. Аналоговый прибор стоит 23 тыс. руб. (поискав, можно купить и дешевле, за 9 тыс. руб.). Электронный тахограф стоит от 45 тыс. руб. (на деле около 50 тыс. руб.). Как говорится, почувствуйте разницу: в 5 (!) раз.

Но это полбеды. Вторая половина заключалась в том, что внедрить решили за год. У нас ведь темпы стахановские: «пятилетку за три дня». С 1 апреля соответствующий закон и поправки в КоАП вступили в силу. ГИБДД начала штрафовать водителей за отсутствие тахографов либо за их устаревшие модели. Законопослушные водители, добровольно установившие аналоговые приборы (электронных тогда еще не было, а что побуждало к сознательности — см. ниже), оказались в проигрыше. Все это вызвало волну возмущения, вплоть до (дальнобойщики — народ горячий) драк с применением монтировок.

Власть отреагировала: в мае ФАС возбудила дело против Минтранса. «Утвержденные Минтрансом требования к тахографам могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 года, вне зависимости от их функциональных характеристик. Более того, возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ (электронный блок. — «МК»), которые на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист», — говорится в сообщении ФАС.

В ответ Минтранс «включил заднюю передачу». Ведомство попросило МВД водителей не штрафовать. А 22 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, откладывающий введение штрафов на год. Минтранс его поддержал и даже поблагодарил депутатов за оперативность. Почти нет сомнений, что документ будет принят и вступит в силу уже с 1 июля. Правда, в нем указано, что мораторий на штрафы действует год: до 1 апреля 2014-го. Пока примут, от «года» отпадет месяца три. Не исключено, что поправки во втором чтении перенесут введение штрафов с 1 апреля на 1 июля 2014-го. Хотя бы для того, чтобы не позориться с документом, введенным в действие задним числом.

А вот мнение самих водителей. Руководитель Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта «Дальнобойщик» Валерий Войтко специально для «МК» заявил: «Тахографы — удар прежде всего по малому бизнесу в сфере грузоперевозок. Для крупных предприятий сумма в 50 тыс. руб. за машину несущественна, но многие ИП и ООО всего с несколькими единицами техники это поставит на грань разорения. Кроме того, в России отсутствует инфраструктура стоянок: где отдыхать водителям? В любом случае введение тахографов вызовет подорожание транспортных услуг. Не удивляйтесь потом росту цен не только на пассажирском транспорте, в том числе общественном, но и в магазинах. Любой товар имеет транспортную составляющую; в России она достигает 30% конечной цены. Причем «последняя миля» развозится как раз мелкими транспортными предприятиями. Прогнозирую скачок потребительских цен на 5—7%».

По оценке Росавтотранса, тахографами нужно оснастить до 4,7 млн единиц транспортных средств (2,8 млн грузовиков, 900 тыс. автобусов и 1 млн маршруток). Объем рынка: 230—240 млрд руб. Это большой «пирог», к тому же краткосрочный (сначала год, теперь два). Понятно желание многих участников рынка (например, монополисто-производителей и страховщиков) от него откусить.

Но неуклюжие действия властей вызывают «тягу из кармана» обычных граждан (водитель в России — профессия массовая). Сопротивление велико, и «с хрустом» внедрить, видимо, не удастся. Так, Минтранс официально признал проблему отсутствия стоянок. «Минтранс готовит план мероприятий, направленных на создание достаточной инфраструктуры стоянок», — пояснили в ведомстве. У нас не Европа. Встать на 8 часов на обочине темного леса на неосвещенной трассе означает провоцировать ДТП и криминал.

И все-таки электронные тахографы в России будут внедрены. Новшество поддерживают сами водители, несмотря на драки. И вот почему: без тахографов российские перевозчики дискриминированы по сравнению с европейскими. Серб или поляк может привезти груз в Россию, загрузиться и укатить обратно в Европу. Российский водитель не может привезти груз в Италию, загрузиться и вернуться обратно: без тахографа грузовику в Европе нельзя ездить даже пустым. Именно это побуждало водителя добровольно ставить аналоговые тахографы. Все машины, работающие на международных рейсах, давно ими оснащены.

Наши заклятые друзья и партнеры в ЕС любят рассуждать об открытости рынков. Но европейский рынок грузоперевозок закрывает для нас еще один игрок: профсоюзы дальнобойщиков препятствуют появлению на нем водителей из стран, не входящих ЕС. Тахографы являются технической проблемой, и она будет решена. Профсоюзы являются проблемой политической. Ни в коей мере не указываю Минтрансу. Но обращаю внимание уважаемого ведомства на недостаточную защиту отечественного бизнеса.

Мы зачем в ВТО вступали? Ранее над Россией могли посмеяться: «куда лезете, у вас даже тахографов нет». Но после их введения неплохо бы, в рамках ВТО, поставить вопрос о том, что открытость рынков должна быть взаимной.

Что касается отечественного рынка, то ему грозит опасность гораздо серьезнее, чем введение тахографов: лицензирование. Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев подтвердил «МК»: «Комитет Госдумы по транспорту планирует в сентябре или октябре внести на рассмотрение законопроект о лицензировании грузоперевозок, как это уже сделано в сфере пассажирских перевозок».

Сколько будет стоить лицензия и каковы технические требования, которым должно отвечать автопредприятие, депутат уточнить отказался. По непроверенной информации, стоимость составит 30 тыс. руб. (непонятно, в год или разово). Для грузовиков станет обязательным не только ОСАГО, но и КАСКО плюс регулярное прохождение техосмотра (да здравствуют лоббисты-страховщики!).

Но это пока, что называется, «хотелки», хотя они, безусловно, будут объясняться благими намерениями, как тахографы. Правительство своего отношения к идее пока не высказало. И ему будет непросто это сделать на фоне своих же громких деклараций об отмене лицензирования и облегчения условий для ведения бизнеса.

По оценкам участников рынка, введение лицензирования в таком виде вызовет массовое разорение малого бизнеса в сфере грузоперевозок. И удорожание всего и вся процентов на 10 (вспомним про транспортную составляющую). Борьба обещает быть жаркой. В итоге лицензирование грузоперевозок, видимо, будет подобно лицензированию пассажирского сегмента. Если так, ничего особо страшного не произойдет. Тем более что опыт борьбы и отстаивания своих прав уже приобретен в истории с тахографами.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей