Автобусы перегрузили системами безопасности

Автобусы перегрузили системами безопасности













фото: Кирилл Искольдский





Тот факт, что новый федеральный закон №67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика...» не работает, признают участники рынка по обе стороны баррикад.

«На данный момент никто не застраховался. Страхование начнется, по нашим оценкам, не раньше начала февраля – после получения страховыми компаниями соответствующих лицензий и регистрации единого профессионального объединения страховщиков в Минюсте. Задержка связана со сроками принятия Правительством необходимых для осуществления страхования постановлений», - рассказала «МК» заместитель директора по корпоративному страхованию ОАО «АльфаСтрахование» Татьяна Лаврова.

«Насколько мне известно, пока ни один перевозчик еще не заключил договора страхования. Перед новым годом вышло постановление Правительства, установившее страховые тарифы, теперь участники рынка ждут постановления, которое утвердит порядок расчета пассажиропотока и порядок оформления страхового случая», - соглашается исполнительный директор Москвского транспортного союза Юрий Свешников.

Уже принятыми документами и те, и другие остались недовольны. Причем не по сути (с тем, что жизнь и здоровья пассажиров логичнее страховать никто не спорит), а по части деталей. Например, уже утвержденные страховые тарифы, и перевозчики, и страховщики считают необоснованными.

«На наш взгляд, тарифы по ряду видов транспорта сильно занижены, по крайней мере по сравнению с расчетом страховщиков. Однако так это или нет покажут первые 2-3 года годы осуществления обязательного страхования. Перевозчики жалуются не на завышение цен, а на дополнительную финансовую нагрузку. Однако у них самих еще нет практики возмещения вреда пассажирам по новым правилам – до 2 млн. рублей в отношении каждого пострадавшего», - говорит Татьяна Лаврова.

«В России в автобусах в год в среднем гибнет 178 человек. При том, что переводится 13,5 млрд. пассажиров в год. При нынешних размерах страховых выплат на погибшего (2,025 млн. рублей), это 356,05 млн. руб. компенсационных выплат в год. Конечно, есть еще примерно 3600 пострадавших. Но по нашим подсчетам, общая сумма выплат все равно не будет превышать 3 млрд. рублей в год. Страховые компании же требуют с российских перевозчиков до 10 млрд. рублей», - приводит свои подсчеты господин Свешников.

В пример он приводит крупнейшее московское транспортное предприятие, ГУП Мосгортранс, которое перевозит 12% пассажиров от всех перевозимых в России пассажиров — 1,6 млрд. человек в год. При этом, с него собираются взимать по 15-30 коп. за каждого пассажира в пределах столицы, и до 1,62 руб за каждый билет пригородного автобуса (при том, что длинна некоторых таких маршрутов не превышает 3 км). «За последние 3 года у Мосгортранса не было ни одного погибшего пассажира. А платить за страховку он будет почти 0,5 млрд. рублей в год. Так как предприятие муниципальное, деньги эти, естественно, должны будут либо выделяться из бюджета Москвы, либо вкладываться в тариф», - уверен эксперт.

Интересно, что правительство не успевает выпустить необходимые для нормального функционирования закона о страховании правовые акты, но при этом вместе с Госдумой буквально завалило перевозчиков документами, обязывающими обзаводиться различными устройствами.

Так, в январе 2012 года Минтранс сперва выпустил приказ для перевозчиков - к 1 января 2013 года обзавестись модулями ГЛОНАСС, которые будут отслеживать скорость перемещения транспортных средств, их местонахождение, а так же режим труда и отдыха водителей.

Спустя полгода (14 июня) президент подписывает поправки к нескольким федеральным законам, одна из которых обязывает перевозчиков оснастить свои автобусы еще и тахографами (с 1 апреля 2013 года). Приборы эти, по большому счету, выполняют все те же функции. А многие из российских моделей оснащены теми же ГЛОНАСС-модулями.

Всего за год объемных документов (включая проекты не вступивших в силу), посвященных «навешиванию» на автобусы различных устройств, насчитывается с десяток. И вместе с тем, по словам замруководителя Ространснадзора Андрея Жукова, агентство совместно с Минтрансом сейчас работают над предложениями по увеличению верхней планки штрафов за неиспользование ГЛОНАСС-тахометров с 10 до 100 тыс. рублей.

Установка всего этого оборудования, по словам участников транспортного форума, встает в сотни миллионов рублей: регистрационная карточка для тахографа на одного водителя стоит порядка 3 тыс. рублей. Все это непременно отразится на ценах билетов, говорят в один голос эксперты. Иначе, придется дотировать несущих убытки местных перевозчиков из бюджета. А и то и другое означает одно — из кармана простого гражданина. Вопрос только в том, придется ли расплачиваться только пассажирам, или же скинуться заставят всех налогоплательщиков.

Во всей это нерадостной картине радует хотя бы то, что последний проект приказа, утверждающий требования к тахографам, предполагает, что городским автобусам устанавливать тахографы не придется. Видимо, хватит и ГЛОНАСС.

Эксперт «МК»:

Глеб Славутский, директор по развитию и маркетингу компании «Автолокатор»:

- Страхование ответственности перевозчика должно стать более эффективной заменой личному страхованию пассажиров. С вступлением в силу закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков, как и в ситуации с вступлением в силу закона об ОСАГО, все были недовольны. И сейчас страховщики утверждают, что коэффициенты слишком низкие, а перевозчики – что слишком высокие. Однако в любом случае они лягут на плечи пассажиров.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей