Российское кино подгонят под процент

Российское кино подгонят под процент













фото: Михаил Ковалев





Каждая кухарка может управлять государством, но где же найти того чиновника, который разработает человеческую реформу российского кино? Как пишет «Коммерсант», Минэкономразвития предлагает ввести минимальную квоту «экранного времени» для российских фильмов в отечественном прокате. А замминистра Станислав Воскресенский называет размер этой квоты — «до 24%».

Давайте посчитаем, 24% — это много или мало?

Последние пять лет доля российских фильмов в итогах годового проката медленно падала: от 22% в 2007 году до 20% в 2011-м. А вот сборы этих фильмов выросли почти в полтора раза (с 2,9 млрд. руб. до 5,1 млрд.). Да и число российских фильмов, выпущенных в прокат в 2011 году, — 52 — стало рекордным за последнее время.

Чтобы подогнать уже имеющиеся показатели до искомых 24%, в плотной росписи кинотеатров нужно найти лазейку для пяти-семи российских картин, не больше. Не самая сложная задача, не так ли? Идеальный шанс для таких фильмов, как «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, не ждать год спустя мировой премьеры на ММКФ, чтобы получить свободное окно в прокате.

Но это если предположить, что подобная квота будет помогать именно Хомерики — режиссеру с опытом участия в международных кинофестивалях и своим, пусть немногочисленным, зрителем, — а не безымянному шарлатану, которому неделя условного проката позволит закрыть отчетную ведомость о потраченных деньгах на производство очередного трэша, не выдерживающего никакой критики.

Надо ли пояснять, что безымянных шарлатанов в стране чуть больше, чем условных Хомерики.

Ввести квоты, конечно, можно. Вот только есть ли что квотировать? Российские продюсеры частенько ругают прокатчиков и правильно делают. Да, наши фильмы идут неудобными сеансами и вылетают из сетки самыми первыми. Но если попробовать вспомнить — какому резонансному российскому фильму последних лет отказали в прокате? На ум приходит только «Россия 88» Павла Бардина и — с большой натяжкой — «Борис Годунов» Владимира Мирзоева. Даже мятежному «Ходорковскому» Кирилла Туши, который после скитаний по Сибири может смело считаться наполовину российским режиссером, нашлось место сразу в нескольких залах в Москве.

А вот знаменательный пример фильма «Елена» Андрея Звягинцева. У него не было недостатка ни в информационной поддержке (шум вокруг картины не стихал с момента мировой премьеры в Каннах), ни в количестве залов. Но и его сборов (которыми абсолютно закономерно продюсеры вполне довольны) в российском прокате не хватило бы даже на то, чтобы окупить бюджет.

Чиновники Минэкономразвития приводят в пример международный опыт. Но Россия не Европа. Здесь отечественное кино надо защищать не только от американского, но и от своего собственного. Некоторые наши блокбастеры, заручившись блатом федеральных телеканалов, а то и кого повыше, выжигают все пространство вокруг себя, либо выдавливая конкурентов полностью, либо вынуждая их становиться на неудобные даты.

Инициатива чиновников похвальна, но без целого комплекса мер, основательной и последовательной кинореформы, взамен провалившейся затеи с Фондом кино, эта игра в проценты — не более чем чистая формальность.

Очередная головоломка для владельцев кинотеатров, которым, на худой конец, придется добавить пару сеансов в шесть утра или в полночь, чтобы искусственно повысить явку населения.

Кстати, прокатчики в данной ситуации — единственные, кого стоит пожалеть. Потому в отличие от продюсеров, делящих между собой государственные бюджеты, и чиновников, которых постепенно принуждают за них отчитываться, владельцы кинотеатров считают и рассчитывают только на свои.

А зрители? А что зрители? О них в нашем государстве по-прежнему думают меньше всего.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей