Налоговый маневр

Налоговый маневр













фото: Наталия Губернаторова





Общая сумма предвыборных обещаний Владимира Путина до 2018 года приближается к 9,9 трлн. руб. Только те из них, что заложены в первом проекте бюджета на 2013 год, «тянут» на 2,3 трлн. руб. Плюс запланированный дефицит бюджета Пенсионного фонда в 1,3 трлн. руб. Следовательно, победившему на президентских выборах придется где-то искать недостающие триллионы.

Где их найти? Только за счет сокращения темпов роста расходов, сокращения неэффективных расходов и повышения налогов. Без последнего не обойтись, говорят и эксперты, и чиновники. Владимир Путин предложил «налоговый маневр», а именно не повышать налоги на производство за счет их серьезного увеличения на потребление.

Тем не менее совсем не трогать производство не получается. Вот, например, двойное повышение акциза на бензин — с 1 января (уже состоялось) и с 1 июля на 10%. Это налог на потребителей или на производство? Основной удар по потребителям, у которых глаза от цен на заправках лезут на лоб (а с 1 июля, возможно, вылезут и на макушку). Но есть еще грузоперевозчики (сфера услуг) и сельхозпроизводители. ГСМ они потребляют активно. Да и промышленность не работает без отопления цехов хотя бы мазутом. Так что налог (+10% к существующему) ударит по всем.

Далее, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поскольку нефтяники и так уже отдают государству 65% выручки (или 85% прибыли), тут остается только ранее защищенный «Газпром». С прошлого года концерн обложили капитально. В 2011 году неизменная с 2007 года ставка газового НДПИ была повышена на 61% (со 147 рублей с 1 тысячи кубов до 237), а в этом — более чем вдвое (509 руб.). Это даст дополнительно 122,7 млрд. рублей в федеральный бюджет. В последующие годы ставка продолжит рост с опережением темпов инфляции. К 2014 году ставки НДПИ для нефтяников и газовиков предполагается уравнять.

Казалось бы, богатому «Газпрому» не грех и с государством поделиться. Проблема в том, что он-то поделится, только расходы постарается переложить на плечи потребителей. Как известно, в 2012 г. повышение тарифов ЖКХ и коммунальных услуг из-за выборов было перенесено с 1 января на 1 июля. Но и 1 июля жизнь не кончается: в планах «Газпрома» повышение потребительских тарифов на газ на 30% с 1 января 2013 года. Запасайтесь, граждане, дровами. Пока еще в лес без налога ходить можно.

Далее малый бизнес. Повышение страховых взносов до 34% отменено и заменено хитрой прогрессивной формулой. Так случилось после того, как правительство увидело резкое падение собираемости (из-за ухода бизнеса в тень) в первом полугодии 2011 года. Но льготная формула была введена на два года, с 1 июля 2014-го ее действие кончится. И вряд ли продлят при таком объеме обязательств. Не исключен возврат к старой схеме. Что означает повышение цен на продукцию и услуги МБ (переложат-то опять на потребителя) и сокращение самого бизнеса. При таких ставках открывать предприятие тяжело.

Теперь прямые налоги на граждан. Запланирован ускоренный рост акцизов на табак и алкоголь. В результате бюджет должен получить дополнительно 400 млрд. руб. Но пачка сигарет будет стоить 60–120 руб., а пол-литра алкоголя — 200–250 руб. Это соответствует уровню европейских цен (в Евросоюзе пачка «Мальборо» в среднем стоит от 2 евро), но не соответствует уровню российских зарплат. Даже если все предвыборные обещания по их росту будут выполнены.

Правительство готово осчастливить нас и налогом на недвижимость. Сдерживает только то, что кадастры земли и строений в регионах еще не готовы. Даже в Подмосковье не готовы, хотя здесь-то и надо в первую очередь облагать. Из информированных источников нам стало известно, что чиновники, готовящие кадастры, накануне выборов получили выговоры и взыскания. Поставлена задача: работу ускорить и с 2013 года налог ввести. За стандартную двухкомнатную квартиру предполагается брать 15–20 тыс. руб. в год. За дом в сельской местности (в частности, за дачу) площадью 100 кв. м придется выложить 20–25 тыс. руб. в год. Разброс связан с тем, что регионы получат право устанавливать повышающие коэффициенты. Понятно, что в Москве они будут максимальными. Хотя, скорее всего, для пенсионеров введут дотации.

Но всего этого мало. Потому что даже без учета неизбежного падения собираемости все вводимые налоги дадут бюджету только 1,1 трлн. руб. в год. Для поиска новых поступлений вице-премьер Игорь Шувалов 31 января предложил «повысить НДС на 2–3%». Если это случится, российскую экономику и население ждет тяжелый удар. НДС — основной налог в России; он есть в каждом товаре (и не по одному разу). По мнению экспертов «Деловой России», повышение НДС на 1% дает повышение розничных цен на 5–7%. Вот и считайте.

Что касается широко разрекламированного налога на роскошь, обещанного Путиным, то особого фискального значения он не имеет. Просто потому, что богачи не имеют в России собственности. Посмотрите, например, на декларации крупных чиновников — у них ничего в собственности на территории России нет. Все или за рубежом, или зарегистрировано на юридические лица, которыми владеют вполне определенные лица физические. Причем эти юрлица приносят владельцам сплошные убытки: их не обложишь. Что и понятно: дорогая собственность требует больших расходов на содержание.

Впрочем, налог на роскошь может быть под шумок заменен налогом на достаток (и тогда он, конечно, пополнит бюджет). Так, попытка обложить автомобили мощностью 250 лошадиных сил (а Минэкономики предлагает это) приведет к массовому обложению полноприводных «паркетников». На них средний класс ездит, а вовсе не богачи.

Таким образом, вне зависимости от того, кто победил 4 марта, в России есть проигравший. Это средний класс, которому придется платить новые налоги.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей