Зарплаты нету? Садись в тюрьму!

 Зарплаты нету? Садись в тюрьму!

Об этом рассказывает заместитель руководителя государственной инспекции труда в Новосибирской области Людмила Поспелова.

Кто такой идеальный сотрудник в понимании работодателя? Это тот, кто работает без обеда и выходных, не считаясь со временем, не уходит в отпуск, не болеет и не рожает. Это, конечно, шутка. Но, с другой стороны, многие руководители предприятий, в первую очередь, конечно, коммерческих, стараются и таким уникумам платить поменьше, а если можно, и вовсе не платить. Недавний экономический кризис доказал это в полной мере. Прикрываясь волшебным словом «кризис», многие работодатели урезали зарплаты, да и в этом усеченном виде стали выдавать их с задержкой в несколько месяцев, а то и больше. Где-то такое положение вещей сохраняется и сегодня, ведь привыкание к «халяве» наступает практически моментально. Действительно, зачем платить, если и так работают?

Кризис вроде бы миновал, но многие работодатели по-прежнему не хотят отдавать сотрудникам честно заработанные деньги. Во многих известных в Новосибирске компаниях, например, зарплату задерживают на 3-4 месяца, и выплачивают не полностью, а частями, а прошлые долги предлагают выбирать бартером, как в «лихие девяностые». И ладно бы бартером, можно было бы взять, скажем, продукты питания или товары повседневного спроса, так ведь нет! Людям, несколько месяцев сидящим без средств, предлагают норковые шубы, бриллианты, одежду из бутиков и даже могильные памятники. И некоторые пользуются этими предложениями… Символично, не правда ли? В самом деле, еще несколько месяцев такой жизни — и страдальцам уже ничего не понадобится. Кроме памятника. И лучше позаботиться об этом заранее….

Власти страны решили положить конец этому зарплатному беспределу. Президент России Дмитрий Медведев инициировал принятие закона, который бы усиливал ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. Теперь данный законопроект должны утвердить Совет Федерации и президент, но за этим, надо полагать, дело не станет.

"Для работодателей, несвоевременно выплачивающих заработную плату своим сотрудникам, установлено несколько видов ответственности, — рассказывает Людмила Поспелова. — Это ответственность административная, чем, собственно говоря, и занимается инспекция труда, и ответственность уголовная. В частности, внесены изменения в статью 145 Уголовного кодекса Российской Федерации".

В чем же суть этих изменений? По словам Людмилы Поспеловой, раньше работодатели могли быть привлечены к уголовной ответственности только в случае полной невыплаты заработной платы. Теперь под статью Уголовного кодекса подпадают и те, кто зарплату платит, но не полностью. Действительно, раньше это была прекрасная лазейка для недобросовестных работодателей: достаточно было выплачивать работнику ежемесячно какую-то мизерную сумму, скажем, сто или тысячу рублей, и все, перед законом ты чист, как агнец. Во всяком случае, уголовному преследованию не подлежишь.

"Кроме того, если раньше к ответственности привлекались исключительно руководители предприятий, то теперь к ней могут быть привлечены и другие лица, имеющие право принимать решение о выплате заработной платы, например, руководители филиалов, — дополняет Людмила Поспелова.

Итак, что же грозит работодателям, злоупотребившим доверием своих сотрудников? Согласно изменениям, вносимым в ч. 2 статьи 145-1 УК РФ, в случае полной невыплаты заработной платы в срок более двух месяцев или в случае выплат меньше установленного законодательством размера оплаты труда в тот же срок, совершенных в корыстных целях, руководителю или директору филиала грозит либо штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей, либо конфискация зарплаты и иных доходов на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет, либо лишение права занимать подобные должности на срок от трех лет. То есть «кинул» работников с зарплатой — плати собственные деньги, нет денег — отдавай свою зарплату либо садись в тюрьму.

Изменения будут внесены также и в часть 3 статьи 145-1 УК РФ — это тот случай, когда деяния, подпадающие под предыдущую часть данной статьи Уголовного кодекса, влекут за собой тяжкие последствия. Недобросовестному работодателю грозят либо штраф от 200 до 500 тыс. рублей, либо конфискация доходов на срок от 1 до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет. Естественно, увеличен срок ограничения занятия определенным видом деятельности.

Особенно важно то, что теперь при привлечении к ответственности за невыплату зарплаты будет фигурировать понятие «с корыстной целью». Теперь если владелец компании не платит своим сотрудникам по объективным причинам (допустим, резко сократились финансовые поступления), то это одно дело, и совсем другое — если деньги у фирмы есть, но директор решил, к примеру, купить себе новый джип. Конечно, установить такой умысел всегда непросто, но возможно.

"Это уже задача правоохранительных органов — установить, по каким причинам людям не платят зарплату, и собрать доказательную базу, — комментирует Людмила Поспелова. — Но хочу особо отметить, что в нашей области уже создан прецедент, когда недобросовестному работодателю вынесен судебный приговор. Директор Татарского лесхоза был привлечен к уголовной ответственности за нецелевое использование средств. Так что корыстный умысел доказать вполне возможно".

По словам заместителя руководителя государственной инспекции труда, на 1 декабря нынешнего года официальная задолженность по зарплате в Новосибирской области составляет 77 млн рублей. Много это или мало? Если учесть тот факт, что за аналогичный период прошлого года она была 215 млн рублей, то прогресс очевиден, и у этого, по мнению Людмилы Поспеловой, есть две причины. Во-первых, активные действия инспекции труда и правоохранительных органов, а во-вторых, возросшее правосознание жителей области. Они уже не хотят, как раньше, молча терпеть, надеясь, что все образуется, а все чаще обращаются куда следует. Список предприятий-должников размещен на сайте Государственной инспекции труда по НСО, и он ежедневно обновляется.

Кстати, многие работодатели во время экономического кризиса, чтобы не платить работникам, прибегали к такой нехитрой уловке, как фиктивный перевод их на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Другими словами, с людьми заключались дополнительные соглашения к трудовым договорам, что якобы теперь сотрудник будет работать на полставки, но на самом деле он, как и раньше, продолжает работать полный день. Многие считают, что в этом случае доказать, что ты действительно работал, практически невозможно, но Людмила Поспелова не согласна с этой точкой зрения. Для начала нужно прийти в инспекцию труда на консультацию, где квалифицированные специалисты подскажут, что можно сделать в данной ситуации. Это же относится и к срокам давности — скажем, если подобное ущемление прав произошло год или два назад.

"Для нас сроков давности не существует, — подчеркивает Людмила Поспелова. — Будем разбираться с каждым конкретным случаем. За прошлый год в инспекцию труда Новосибирской области поступило около пяти тысяч письменных обращений граждан, и 1115 из них — по вопросам, касающимся невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы. В результате действий наших инспекторов людям было возвращено 136 млн рублей. Пользуясь случаем, я хочу обратиться ко всем жителям Новосибирской области: устраиваясь на работу, не нужно верить обещаниям работодателя, который порой сулит золотые горы, а потом оставляет сотрудника ни с чем. Факт трудовых отношений обязательно должен быть зафиксирован документально, иначе потом будет очень непросто что-либо доказать и получить заработанные деньги".

Государственная инспекция труда в НСО расположена по адресу: Красный проспект, 82, второй этаж. Тел.: 217-26-76, 221-54-93. Всю необходимую информацию можно найти на сайте www.novosibirsk.rostrud.info.

«МК» задал жителям города вопрос: «Какую ответственность, по вашему мнению, нужно применять к работодателям, которые не платят зарплату своим сотрудникам?»

Мэр Новосибирска Владимир Городецкий:

"Я считаю, что к таким людям нужно применять самые жесткие меры, и это будет справедливо и правильно. Нужно вводить беспрецедентно жесткую ответственность для предприятий-должников, независимо от формы собственности. Никто не имеет права лишать людей заработанных ими денег. Это просто цинично. Я хочу отметить еще вот какой момент. Многие работодатели платят своим сотрудникам по «серым» схемам, скажем, на руки человек получает двадцать тысяч, а по ведомости ему начисляют пять или семь, а то и вовсе прожиточный минимум. А к моменту выхода на пенсию наступает прозрение, и ни мэр, ни губернатор тут не помогут. Это позорное явление нужно выжигать каленым железом, и мы будем искоренять эту ржавчину.

Депутат городского Совета Игорь Салов:

"По моему глубокому убеждению, меры ответственности, прописанные в новом законопроекте, вполне адекватны. Я имею в виду и уголовное преследование тоже. Кое-кого, возможно, и стоит посадить в тюрьму, чтобы охладить другие горячие головы. Но, как мне кажется, для Новосибирска гораздо важнее избавиться от зарплат в конвертах, нужно, чтобы все зарплаты были «белые». Ведь главный налог, благодаря которому город реализует различные социальные программы, платит зарплаты работникам бюджетной сферы и т. д., — это налог на доходы физических лиц, который платится с заработной платы. А он у нас который год не растет, находится в каком-то «полумертвом» состоянии, потому что более половины всех зарплат у нас в городе выплачиваются по «серым» схемам".

Председатель коллегии адвокатов «Форум» Павел Яровой:

"Я не думаю, что введение уголовного преследования за невыплату заработной платы может дать какой-то положительный результат. Хотя, возможно, его и следует применять в каких-то особо тяжелых случаях, например, если работодатель действовал с умыслом, преследуя корыстные цели. Мне кажется, эту проблему нужно решать административным путем, скажем, вводить для провинившихся крупные штрафы или заставлять их компенсировать нанесенный ущерб из собственных средств. Помимо этого, я считаю, нужно наделить более широкими полномочиями Государственную инспекцию труда, чтобы она могла сама налагать штрафы, как это делает, к примеру, УФАС. А взыскивать долги по суду — это слишком долгий и сложный путь".

Алена Седович, менеджер, мать-одиночка:

"Я бы за невыплату зарплаты давала расстрел! Или, по крайней мере, солидный тюремный срок, чтобы никому не повадно было. Возможно, мной движут эмоции, но я знаю, о чем говорю, сама была в такой ситуации. Когда мне в течение полугода практически ничего не платили, был период, когда мы с моей пятилетней дочкой питались только дешевыми покупными пельменями, ведь у меня нет других источников дохода, кроме зарплаты. А владелец нашего предприятия в это время ужинал в ресторанах и ездил отдыхать за границу. Он вырывал кусок изо рта моего ребенка!"


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей