Поворот колеса

 Поворот колеса
						 фото: PhotoXPress

По данным Росстата, в 2010 году импорт товаров вырос на 36,8% по сравнению с 2009 годом. Не подкачал и год нынешний. По оценкам компании-грузоперевозчика «Дальнобой», количество заказов за девять месяцев текущего года выросло на 32,6%. Если малый бизнес пошевелится, то может претендовать на солидный кусочек этого пирога. Для этого есть еще два благоприятных фактора: относительно низкие цены на технику и исчезновение с рынка по итогам кризиса многочисленных посредников, именуемых «табуреточниками».

Сначала о технике. Не секрет, что докризисные 2006–2007 годы были в России временем небывалого взлета потребления. Импорт рос как на дрожжах, количество заказов на перевозки тоже увеличивалось. Это породило приток на рынок большого количества новичков, которые, разумеется, покупали технику в кредит или в лизинг. До кризиса эта техника отбиться не успела, потому что кредит рассчитан на 5 лет (лизинг до 7), а кризис ударил через два года.

Многие малые компании вынуждены были прекратить платежи, а банки и лизинговые конторы стали отбирать залоги, то есть грузовики. Возможно, они и не хотели этого делать, понимая, что в кризис технику по нормальной цене не продашь. Однако держать на балансах мертвые, безнадежные кредиты с просрочками по полгода и более им было еще опаснее. Результатом стали тесно заставленные отобранными грузовиками заснеженные асфальтовые поля площадью в несколько гектаров образца зимы 2009/10 года. И ни одного человека кругом, не говоря уж о покупателях.

Теперь раскроем секрет: больше половины этой техники до сих пор там стоит. Рынок грузовиков оказался гораздо более инертен, чем рынок грузоперевозок. Что и понятно: даже по упавшим ценам грузовики все равно не пользовались спросом в кризис. К чему грузовик, если нет заказов? А на нынешнем подъеме прибыль еще не заработана. Кроме того, раньше новые собственники — банки и лизинговые компании — не могли особо удешевлять технику, чтобы не показывать в балансах большие убытки. Цены опускают сейчас методом ускоренной амортизации.

В результате 3—4-летняя сцепка (тягач и прицеп) в рабочем состоянии сейчас стоит 1,9–2,3 млн. руб., тогда как до кризиса меньше 3,5 млн. руб. за нее не просили. Но это фура — дальнобой, с таких машин малый бизнес обычно не начинает. Для него подойдет 3-летняя бортовая «Газель» также в рабочем состоянии стоимостью около 300–350 тыс. руб. До кризиса она тянула на 500–550 тыс. руб. Разница есть.

Теперь о чистке рядов. До кризиса рынок был наводнен множеством мелких посредников, которые сидели не за рулем, а в офисе (иногда даже дома). Отсюда их название — «табуреточники». Дело в том, что мелкому грузоперевозчику некогда искать заказы. Ему кредит за машину отбивать надо, грузы возить. На этом и играли посредники, разбивая крупные прямые заказы на мелкие и отдавая их в субподряды. К сожалению, в эту игру включились и заказчики. Им, безусловно, выгоднее было иметь дело не с кучей мелких перевозчиков, а с одним посредником, выкупавшим заказ целиком. В кризис сладкая жизнь для посредников кончилась: «табуреточники» погибли первыми. Теперь заказчики уже не отшивают малый бизнес с порога; доступ к прямым заказам, скажем так, приоткрыт.

Вывод: сочетание растущей конъюнктуры и относительно низкой цены входного билета на рынок является весьма удачным. Долго это не продлится. Если входить на рынок, то именно сейчас.

Но даже самая благоприятная конъюнктура окажется упущенной, если у предпринимателя не хватит капитала для достижения хотя бы точки безубыточности. Какой капитал нужен для грузоперевозок? Лучше всего дать расчет в грузовиках. Для внутригородских перевозок в Москве, согласно новым правилам, подходят только они (для более тяжелых машин въезд в пределы Третьего транспортного кольца только по спецпропускам). Впрочем, методика расчета одинакова, и читатель без труда сможет сам перевести его для более грузоподъемной техники.

Работая 8–10 часов по московским пробкам, обычная бортовая «Газель» способна выполнить 1–2 заказа. Это входящий поток в 3,5–4 тыс. руб. в день, или 70–80 тыс. руб. в месяц. Теперь расходы. Оплата водителя (20–25 тыс. руб.), бензин (18–20 тыс. руб). По пробкам много вылетает в трубу, в прямом смысле — в выхлопную. Плюс страховка в 5 тыс. руб. (для кредитных машин банки требуют КАСКО). Налоги в 13% (будем на первых порах открывать ИП, а не ООО): 8–10 тыс. руб. Итого 51–60 тыс. руб. К этому надо добавить амортизацию хотя бы в 4–5 тыс. руб., потому что техника (особенно не новая) имеет обыкновение ломаться. Расходы 55–65 тыс. руб. Отсюда прибыль около 15 тыс. руб. Вычтем отсюда кредит. При стоимости машины в 350 тыс. руб. он составит по ставкам 14–16% годовых равными долями 12–13 тыс. руб. в месяц. Получим чистую прибыль в 2–3 тыс. руб. в месяц с одной машины.

Прямо скажем, не густо. Нужен ведь еще офис хотя бы на двух человек: бухгалтер и логист, заказы искать. А этим сотрудникам нужна зарплата. И если бухгалтера можно найти по аутсорсингу за 7–10 тыс. руб. в месяц, то логиста за 30 тыс. руб. вы взять в штат обязаны. Плюс аренда офиса, она сейчас дешевая, но 10–12 тыс. руб. в месяц все равно съест. Итого 47–52 тыс. руб. дополнительных расходов в месяц. Как сократить? На самом деле просто. Бухгалтерию лучше все-таки отдать профессионалу, но владелец бизнеса вполне может быть либо одним из водителей, либо логистом. Лучше второе, поскольку за рулем бизнесом особо не поуправляешь, а вот совместить менеджмент с поиском заказов вполне возможно. Да и делу это даст больше. Убираем 30 тыс. руб. из расходов и получаем, что для безубыточности прибыль от машин должна покрывать 17–22 тыс. руб. Делим эту цифру на чистую прибыль и осознаем, что для работы в ноль нужен парк в 8 машин. Что соответствует действительности.

Надо сказать, что цифра в 8 единиц техники в автогрузоперевозках является магической. Если у вас есть такой парк, то можно претендовать на прямой заказ. А тогда входящий поток и чистая прибыль будет больше — и ее хватит не только для нуля, но и для развития. На рынке говорят: «восемь машин покупают девятую». Но 8 «Газелей» — это, между прочим, 2 млн. 800 тыс. руб. Кто даст начинающему малому предпринимателю такие деньги, пусть даже и в автокредит под залог машин?

В последнее время начинающему бизнесу стали активнее помогать столичные власти. Можно, например, получить помощь от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Субсидия из городского бюджета составляет до 500 тыс. руб. Деньги можно использовать как на аренду помещения (из расчета 3600 руб. за кв. м в год), так и на приобретение основных средств и расходных материалов (не более 30% от суммы субсидии), организацию и оснащение рабочих мест. Кстати, это даст начинающему бизнесмену-грузоперевозчику сразу 12–13 тыс. руб. в месяц прибыли дополнительно, потому что одна машина тогда получается некредитной.

Помимо субсидий для новичков грузоперевозчик может претендовать и на субсидию по договорам лизинга (до 100% затрат на уплату первого взноса) и на субсидию для возмещения процентов по кредитам (до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Но просто так субсидию не дадут. Чтобы ее получить, претендент должен соответствовать ряду критериев. С момента государственной регистрации компании или ИП должно пройти не более двух лет. Предприятие не должно иметь просроченную задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и не должно осуществлять основную деятельность в сфере розничной и оптовой торговли. Кроме этого кандидат на субсидию должен быть готов вложить в проект не менее той суммы, которую планирует получить из бюджета города.

Порядок получения субсидии достаточно прост. Сначала необходимо обратиться в окружной Центр развития предпринимательства по адресу регистрации или фактического расположения предприятия. При содействии сотрудников центра собирается полный комплект документов для получения субсидии. Затем собранный пакет документов передается центром в экспертную организацию для проведения экспертизы проекта. После этого проект представляют на заседании Отраслевой Комиссии при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, которая принимает решение относительно выдачи субсидии. В случае одобрения проекта Комиссией заключается договор с Департаментом и получается субсидия. Правда, через несколько месяцев после получения субсидии нужно подтвердить целевое использование бюджетных средств. Дополнительную информацию можно получить в единой телефонной справочной службе поддержки малого бизнеса +7(495)780-92-22 или на портале «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru).

Именно так месяц назад и поступил гендиректор ООО «Транс Евразия» Рустамжон Наибов. И не пожалел. Его компания перевозит на грузовиках и в железнодорожных вагонах овощи, фрукты, товары народного потребления. В августе бизнесмен решил расширить дело и купить железнодорожные платформы. Обратился за кредитом в Сбербанк. Там ему посоветовали обратиться в территориальный Центр развития предпринимательства ЦАО, чтобы получить субсидию для возмещения процентов по кредитам (до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Он так и поступил. Как пояснила «МК» бухгалтер ООО Оксана Измайлова, особых трудностей со сбором документов не было, поскольку аналогичный пакет необходим для подачи заявки в Кредитный комитет банка. К тому же на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства есть вся необходимая информация. А в конце сентября компания уже получила субсидию из бюджета Москвы — целых 7 млн рублей! «Теперь бизнес точно пойдет в гору», — радуется бизнесмен Наибов .

Индивидуальный предприниматель Андрей Сабрыга в отличии от своего опытного коллеги делает только первые шаги на столичном рынке грузоперевозок. Но свой шанс получить улыбку Фортуны молодой бизнесмен не упустил. «С заказами у меня все в порядке, даже кризис не заметил. Но хочется развиваться», пояснил Андрей. Информацию о субсидии он увидел в рунете. На сбор необходимых документов времени ушло немного: помогли специалисты территориального Центра развития предпринимательства САО. Недавно его проект был одобрен на Финансовой Комиссии. Субсидия для начинающих бизнесменов в 400 тыс. рублей пойдет на покупку машину. «Хороший автомобиль я уже присмотрел», улыбается Сабрыга.

Не стоит забывать: если 500 тыс. руб. новичку даст город и еще столько же внесет сам начинающий предприниматель, с трудом наберется 1 млн руб. Где взять еще 1,8 млн. руб.? Там же, где и раньше, — у банков и в лизинговых компаниях. Именно поэтому некридитных машин получается одна, а не две: банки и лизинговые компании требуют первый взнос не менее 10% от стоимости машины. Это 35 тыс. руб., которые при умножении на 7 единиц дают около 250 тыс. руб. У предпринимателя остается еще 250 тыс. руб. собственных средств и 150 тыс. руб. (30% субсидии) от города. Итого 400 тыс. руб., чуть-чуть больше, чем на одну «Газель».

Кроме того, не исключено, что к бизнесмену с городской субсидией кредитные организации будут относиться лояльней. И вожделенный 1,8 млн. руб. предоставят. Начинать надо с банков, хотя лизинговые компании и дают деньги с большей охотой. Однако процент и сумма ежемесячного платежа в лизинговых компаниях выше. Старайтесь максимально растягивать срок: у банков просить кредит на 5 лет, а лизинг брать на 7. Немаловажен и юридический аспект. При банковском кредите совладельцем техники будет предприниматель, в банке она лишь заложена. Это означает, что в случае чего отобрать такую машину можно только через суд. С банками легче договариваться. Как правило, они не хотят судиться. И в случае возникновения просрочки предлагают заемщику реструктуризацию долга. Лизинг — это аренда с правом выкупа. Совладельцем автомобиля остается лизингодатель до тех пор, пока предприниматель его не выкупит.

Помимо этой специфики предприниматель-грузоперевозчик несет и обычные коммерческие риски. Главный из которых — недобросовестность контрагента. То есть груз перевезен, а оплату задерживают.

Но все-таки главный риск этого бизнеса — чисто внешний. А ну как вторая волна кризиса — и снова поля конфискованной техники? Но пока на горизонте туч не видно.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей