Изобретателям бросили спасательный круг

 
					
					

						

											

				
						

				
					
				 
					
						
						Изобретателям бросили спасательный круг   фото: Александр Астафьев

Кооперация, конкуренция, кластерный подход приобретают особую важность, так как с 2011 года возрастает налоговая нагрузка на малый бизнес. Михаил Вышегородцев, и.о. руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы, подтвердил, что город уделяет особое внимание кластерной политике. Но в то же время инициатива по созданию кластеров, по его словам, должна прежде всего идти от бизнеса.

Кластерные объединения при этом смогут рассчитывать не только на субсидии. На этапе кооперации для них будут созданы все необходимые условия для полноценной деятельности. Артем Киселев, гендиректор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства, отметил, что поддержка кластерных проектов должна осуществляться при комплексном подходе, так как предпринимателям действительно приходится решать очень много насущных вопросов. Окончательные приоритеты в вопросе государственной поддержки кластерных проектов будут расставлены на ближайшем заседании московского правительства.

К сожалению, пока в нашей стране не создана по-настоящему конкурентная бизнес-среда. “У нас призывают развивать инновационную экономику, но ни в одном документе не сформулировано, что такое инновационное предприятие”, — подчеркнул Владимир Быков, директор Департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей. Чтобы получить льготы, которые сохранены в следующем году для инновационных предприятий, нужно доказывать налоговым органам, что компания занимается инновациями. А каким образом это можно сделать, непонятно. Таким образом, мы заранее закладываем конфликтную ситуацию между бизнесом и властью”.

То же самое относится к кластерам, которые государство на словах намерено развивать. В законодательстве нет понятия, что такое кластер, как нет и самой кластерной политики. Хотя во всех развитых странах она лежит в основе экономического курса. Так, Финляндия отказалась от отраслевой структуры экономики и полностью перешла к кластерной. 26 стран ЕС придают большое значение развитию кластеров.

Кластеры могут стать важным инструментом экономической политики. И в первую очередь на тех направлениях, где есть точки роста. От того, как будут они развиваться, во многом зависит уровень конкурентоспособности нашей экономики. Как считают эксперты, проблема с кластерами обострится после создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Российский и в первую очередь столичный малый бизнес столкнется с новыми вызовами. Дело в том, что малый бизнес в соседних странах имеет больше преференций. Возникает опасность, что часть компаний уйдет работать в Белоруссию и Казахстан, так как налоговая нагрузка там меньше, полагает Владимир Быков. К примеру, ТПП Татарстана подсчитала, что совокупная фискальная нагрузка на малый бизнес превышает 50%. А бизнес, как известно, никогда не работает себе в убыток.

Другой фактор, напрямую влияющий на степень конкурентоспособности, — тарифная политика. У нас из года в год повышают тарифы. И хотя в последние годы аппетиты естественных монополий немного умерили, все равно цены на их услуги растут ежегодно на 10—15%.

Возникает вопрос: готов ли наш малый бизнес к возрастающей конкуренции с соседями, к предстоящему вступления РФ в ВТО? Нужны дополнительные меры по стимулированию развития предпринимательства. Они хорошо известны. Можно сослаться на так называемое китайское чудо. На самом деле никакого чуда нет, а есть продуманная политика. Если китайский предприниматель нанимает не меньше 15 рабочих, то первые 5 лет предприятие вообще не платит налогов. Плюс ему дают бесплатно в аренду помещения. Отсюда и китайский предпринимательский бум.

Сегодня же мы во многом делаем все с точностью до наоборот. В последнее время были приняты законы об ограничении проверок. Однако сейчас ведомства под разными предлогами стараются вернуть себе это право, говорит Владимир Быков.

И все же экономическая политика государства постепенно кластеризируется. Как утверждает Артем Шадрин, директор Департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития, государство намерено использовать меры поддержки МСБ для стимулирования кластерных инициатив. В частности, для налаживания кооперации между сборочными предприятиями и поставщиками, для взаимодействия между малым бизнесом и высшими учебными заведениями. При этом регионы могут сами предлагать новые инструменты поддержки для достижения поставленных целей.

Другое направление реализации кластерной программы в России — создание центров кластерного развития, штабов по их формированию. В 2009 году эти структуры уже сформированы. Но чтобы получить дополнительное финансирование, им следует продемонстрировать реальные результаты деятельности. По словам Артема Шадрина, есть неплохие итоги, в частности, у центра кластерного развития в Самарской области, который реализует меры по формированию автомобильного производственного куста. Интересен опыт Санкт-Петербурга по конкурсной поддержке инновационных кластеров.

Также Минэкономразвития намерено активно развивать новое направление — кооперация между малыми предприятиями и крупнейшими отечественными производителями. Сюда же входит развитие национальных технологических платформ. Уже завершается разработка концепции такого кластерного союза с 40 компаниями с госучастием по инновационному развитию.

Сейчас большим компаниям весьма обременительно налаживать деловое партнерства с небольшими фирмами, другое дело — с целыми кластерами. Это важный момент развития всей кластерной политики. Например, в технополисах Финляндии не начинают работу над изобретением или новой разработкой до тех пор, пока не подписан договор с компанией, заинтересованной в новшестве. У нас же повсеместно много перспективных разработок не находят применения из-за отсутствия спроса.

Во всем мире бурно развивается так называемое офшорное программирование. Россия — одна из ведущих в этой сфере держав. Объем экспорта программного продукта из нашей страны составил в прошлом году $2,7 млрд. И главным центром этого направления является Москва.

В столице насчитывается примерно 30 тыс. разработчиков софта. А МГУ входит в десятку ведущих вузов мира по подготовке программистов. Кроме того, есть немало и других высших учебных заведений, где ведется обучение соответствующих специалистов. Помимо этого в столице действует 5 компаний сервисной индустрии, входящих в сотню самых крупных мировых поставщиков в сфере IT. В рейтинге по оказанию аутсортинговых информационных услуг, составленном компанией Global Service &Talous, Москва входит в пятерку основных центров среди стран с переходной экономикой. В российской столице разрабатываются многие программные продукты самых известных брендов.

IT–кластер отличается от всех других кластеров тем, что он возник не на волне приватизации, а родился исключительно в рыночной среде без всякого участия государства. Еще одна его особенность — он служит мотором кластеров в сфере высоких технологий и является мультипликатором для всей этой индустрии.

Что необходимо сделать для дальнейшего развития таких кластеров? Как считает президент НП “Руссофт” Валентин Макаров, во-первых, создать стабильный налоговой режим, исключающий повышение фискального бремени. Во-вторых, запустить стимулирующие программы для экспортоориентированных IT-компаний. В-третьих, надо изменить образование в этой сфере. Большинство учебных программ не соответствуют требованиям рынка. Квалификация выпускников российских вузов невысока. И их приходится доучивать.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей