Банный крест

 
					
 
					
						
						Банный крест   фото: Наталья Мущинкина

С горки на горку, на “полицейский”, и бух в ямку, задним мостом об асфальт шряб — улица Желябина находится позади здания администрации — центр города. На ней находится милиция и важный социальный объект — баня. Выглядит со стороны здание очень солидно: кирпичное в два этажа, пластиковые окна. Внутри гардероб для верхней одежды, на барной стойке кассовый аппарат, где тебе выдадут чек на помывку одного лица, а также по желанию продадут квас и чай, которые можно тут же распить за столиками с нарядными скатертями — красота.

— Ой, девочки, не вовремя вы приехали, — встретила нас кассир Любовь Ивановна, — у нас здесь с утра ОБЭП, а теперь котельную от электричества отключили…

Персоналу бани действительно не до нас. С утра открылись, а тут стражи порядка нагрянули — проверка, в милицию кто-то донес, что в бане торгуют… вениками. Без лицензии и мимо кассового аппарата. Представители органов проверили бухгалтерию, заглянули во все подсобные помещения, но контрафактных веников не нашли.

 
					
 
					
						
						Банный крест

Коррестпондент “МК” опробовал на себе нововведение Николая Зари — фитобочку. фото: Наталья Мущинкина

Начался обычный рабочий день, и тут новая напасть — котельную, которая обеспечивает теплом и паром баню, за долги отключили от энергоснабжения. Весь персонал помывочной сбился с ног, пытаясь разрешить эту проблему, ведь в заведении два десятка голых намыленных людей, а погода за окном минусовая. Сотрудники звонят в администрацию города, депутатам, энергетикам, в котельную: “дайте людям домыться!”. Им в свою очередь трезвонят граждане: “когда работать начнете?”, “когда прийти можно?” Не до журналистов. Впрочем, это привычная картина.

У кассы три укутанные старушки со своими вениками клянут власти, банщиков и жизнь на чем свет стоит:

— Так я ж полчаса назад звонила, сказали — приходи, когда ж это безобразие закончится?

С бесплатной чашкой чая — бонус от заведения за неудобство — в углу за столиком сидит Леонид. Седой бородатый гражданин признался, что будет ждать, пока баня не заработает.

Пенсионеры — основной банный контингент. Молодежь не очень общественные услуги жалует, а старики привыкли сюда ходить за десятилетия. Здесь можно обсудить все местные сплетни, поделиться новостями, узнать, кто чем лечится и от чего, чьи внуки и правнуки достигли успеха или сели, чего ждать от правительства и где купить гречку подешевле. В мужском отделении и того интереснее: картишки, домино, а кто и настойку принесет для пользы здоровья. Куда им без бани-то, по одному с телевизором сидеть?

— Вы Путину и Медведеву все скажите, — полуголая старушка в женской раздевалке тыкает пальцем в плечо фотографа, — мы здесь выживаем, как в послевоенное время! Почту закрыли, сберкассу тоже, радио и телевизор не слышно, магазины работают абы как.

— А баня вообще постоянно закрыта! — жалуется бойкая пенсионерка. — Моемся раз в две недели в лучшем случае, скоро вши пойдут! Да и в самой бане холод, мы выходим отсюда простуженные!

 
					
 
					
						
						Банный крест

фото: Наталья Мущинкина

В помещении прохладно и мне в двух свитерах, а бабульки неглиже митингуют, видно, очень их такое житье припекло. Дома же мыться тоже холодно и в тазиках неудобно. Батареи чуть теплые, вода ржавая, приходится по нескольку дней отстаивать, чтобы в чайник налить. Это в домах, где есть вода, а где нет — берут в колонках, которые с приходом холодов замерзают наглухо.

С вопросом, почему на дверях бани то и дело появляется табличка “закрыто”, мы отправились к генеральному директору ООО “Родник” Николаю Заре, который арендует помывочное предприятие у города уже три года.

По его словам, баня — предприятие далеко не рентабельное. Основной контингент, пенсионеры, моется здесь по льготной цене — всего 150 рублей за два часа. А вложений банный комплекс требует ого-го.

Три года назад это было полуразрушенное здание, в котором работало только женское отделение, да и то еле-еле. Заря набрал кредитов, отремонтировал помещения и запустил предприятие на полную мощность. Да вот только мощности этой на много не хватило.

— С полного билета ценой в 250 рублей мы получаем прибыли 4 рубля, остальные деньги уходят на аренду, оплату ЖКХ, налоги и зарплату служащим, — рассказал нехитрую бухгалтерию Николай Михайлович.

С такой огромной прибылью не то что кредиты отдавать, а в долги бы не влезть. Что, собственно, и получилось. Из-за долга в 877 тысяч рублей МУП ЖКХ (котельная) периодически отключает баню от теплоснабжения. А из-за простоя предприятие теряет прибыль, то есть терпит убытки на те самые сотни тысяч, которые должно за коммуналку.

— Я мог бы сделать билеты для всех по одной цене, например по 300 рублей, и не важно, пенсионер или инвалид. Вначале я бы потерял часть клиентов, потом бы все наладилось, привыкли бы. Но это большая сумма для стариков. Что же им, грязными ходить? Да и вообще зарплаты у нас тут в городе совсем не большие. Например, банщик у меня получает 8 тысяч, кассир 10. Но баня — это прежде всего социальный объект, и ломить цены мне как-то совесть не позволяет.

Руководитель котельной Александр Быков на компромиссы не идет, требует погасить задолженность всю и сразу. У него свои проблемы, МУП ЖКХ само задолжало Мосэнерго больше миллиона. Мосэнерго периодически обесточивает котельную за долги, автоматически не работает баня, и страдают люди. Замкнутый круг.

Чтобы рассчитаться с долгами, Николай Михайлович хотел взять потребительский кредит, но семья оказалась против, боясь, что выплаты по нему окончательно подорвут семейный бюджет. От бани же ждать прибыли не приходится, да и бизнес этот очень ненадежный, виной тому договор.

— Договор аренды с администрацией города заключен до 2015 года, — рассказал Заря. — Но также есть второй договор с МУП ЖКХ, который они могут прервать в одностороннем порядке в любой момент по своему усмотрению.

Именно это и грозятся сделать коммунальщики, вменяя в вину Заре долги. А значит, баню придется закрыть, какая же баня без пара? Пока же работники котельной поставили предпринимателя “на счетчик”, приплюсовав к существующим 877 тысячам 15%, не выплатит — сделают 20%.

 
					
 
					
						
						Банный крест

Ольга Тумакова. фото: Наталья Мущинкина

— Это просто драконовский договор, невыполнимые условия, — считает председатель совета депутатов городского поселения Можайск Александр Кун. — Баня необходима городу! Заря отремонтировал ее на свои деньги. Посетителям оказывается масса услуг, которых раньше не было. Заработала парикмахерская, появилась фитобочка, ведет прием массажист...

В месяц баню посещают около 300 человек льготников. По словам депутата, в других районах Московской области — Рузском, Шаховском, Наро-Фоминском — из местных бюджетов производится доплата за помывку льготных категорий граждан. Были попытки обращения в местные муниципалитеты с просьбой компенсировать часть затрат, но в бюджетах не нашлось средств, чтобы решить эту проблему.

С вопросом, быть ли в Можайске бане, мы направились к властям. Вся городская администрация, а это более 50 человек, располагается в помещении площадью 200 метров. На стульях чуть ли не по очереди сидят, и каким-то образом еще работают, ведут прием граждан.

Протиснулись в кабинет к первому заместителю главы городского поселения Можайск Ольге Тумаковой.

— Я считаю, что ситуацию с баней разрешить возможно, и не в ущерб населению, — считает Тумакова. — Так сложилось, что у нас много муниципального жилья, в котором нет горячего водоснабжения, много частного сектора. Поэтому баня городу необходима, и ее закрытия допускать нельзя. Если возникают споры между хозяйствующими субъектами, то их можно решить цивилизованно, а не переходить к радикальным методам. Эта демонстрация силы совершено неуместна со стороны МУП ЖКХ Можайского района. В первую очередь это неуважение к населению.

Однако, кроме моральной поддержки, иную предложить администрация Можайска не может. Совет депутатов должен принять решение о предоставлении льгот населению по оплате услуг бани, и тогда городская администрация снизит договор аренды. Хотя, по словам чиновников, арендная плата у предпринимателя Зари и так льготная — 40 с небольшим тысяч. Кроме того, в бане моются не только городские жители, но и районные. Значит, районный бюджет тоже должен как-то участвовать. Например, снизить плату за коммунальные услуги, поскольку городская баня отапливается районной котельной, или дать денег на ремонт женского отделения.

— Мы имеем право бюджетные деньги направлять только на определенные статьи расходов, — пояснила Ольга Анатольевна. — Баня среди них не значится.

 
					
 
					
						
						Банный крест

Предприниматель Николай Заря. фото: Наталья Мущинкина

Пенсионеры, ветераны, инвалиды — всеми этими группами граждан занимаются органы социальной защиты. Казалось бы, могли бы решить вопрос льготного посещения бани для страждущих. Например, сделать социальные карточки. Но и здесь открещиваются от грязного банного вопроса — средств нет.

Касательно других проблем граждан зам. главы пояснила, что почта — федеральная структура, которая администрации не подчиняется и закрывает и открывает отделения по своему усмотрению. То же касается и сберкассы.

— Мы бы хотели, чтобы наше мнение учитывалось, но исправить что-либо в вопросах закрытия-открытия отделений бессильны, — говорит Тумакова. — Финансисты умеют считать деньги, и если отделение не выгодно, не рентабельно, они его закрывают. Но не думают о людях. Такое, например, у нас произошло в поселке Гидроузел. Теперь граждане вынуждены на автобусе ехать в город до ближайшего отделения. На наше обращение Сбербанк предложил поставить терминал. Но надо понимать психологию пожилых людей. Наши бабушки с аппаратом не разберутся и не доверят ему свои деньги.

С радио и телевидением проблема тоже неразрешимая — район удаленный, поэтому сигнал не доходит. Для того чтобы смотреть хотя бы основные каналы, граждане покупают “тарелки”. Ими украшены и солидные дома, и практически бараки. Которых в городе, к слову, немало. Некоторые граждане квартируются в постройках XIX века.

Магазины частные: хозяин — барин, сам решает, чем торговать и по какой цене. Дороги плохие из-за климата. А коммунальные услуги вообще не представляется возможным оказать. Но это отдельная история.

Исправить ситуацию с замерзшими колонками, плохой водой и холодом в квартирах у администрации городского поселения Можайск тоже полномочий нет.

— Полномочия по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, данные нам федеральным законом, мы не можем исполнять в полном объеме, — рассказала Ольга Анатольевна. — Районная администрация не передала нам сам инструмент для исполнения. До сих пор котельные и теплотрассы подчиняются районной администрации. Весь организм ЖКХ должен быть единым, а его искусственно разделили.

Жилье городское, а инженерные системы районные. Решить эту проблему администрации никак не могут. Городская баня при районной котельной — первая ласточка этого хозяйственного спора.

— Если бы котельная была наша, то мы бы уже давно решили проблему. Разработали бы совместный проект по ремонту и эксплуатации бани, с тем чтобы она была выгодна и городу, и приносила бы прибыль предпринимателю, и была бы удобна людям. Но сейчас мы этого сделать не можем. Основные деньги уходят из бани в район.

За счет городского бюджета идет подготовка к отопительному сезону в домах: проверяют и ремонтируют трубы, стояки, меняют батареи. А вот с тем, что эти батареи чуть теплые, сделать ничего не могут. Тепло уходит из гнилых труб теплопровода, идущих вдоль улиц и принадлежащих Можайскому району. Состояние оборудования в котельных, скважин, очистных сооружений, сетей оставляет желать лучшего. Степень износа 80%. Прорыв на прорыве, авария на аварии. С жалобами граждане идут в городскую администрацию, а та бессильна.

При этом, если взять в руки квитанцию квартплаты, то по ней видно, что львиная доля суммы — это платежи за тепло и воду, которые уходят в район, копейки за вывоз мусора и эксплуатацию помещения идут в городской бюджет.

— На эти деньги мы как-то умудряемся ремонтировать крыши, подъезды, делать отмостку, утепляем стены, — вздыхает Тумакова. — Ситуация с ЖКХ у нас самая плохая в Московской области.

Тут любому понятно: пока всем не будет заниматься один хозяин, порядка не жди. Казалось бы, чего проще — владелец дома должен отвечать и за коммуналку.

— Мы обращались с просьбой передать нам инженерные объекты для создания единого комплекса к главе муниципального района Можайский, в районный совет депутатов, — рассказала Ольга Анатольевна, — положительного ответа пока нет.

— Решением совета депутатов городского поселения Можайск с 1 июня 2010 года администрация района должна передать все инженерные объекты городу, — пояснил Александр Кун. — Но они проигнорировали наше решение. С 1 июня мы могли бы уже подготовить сети к зиме. Об этом районный МУП ЖКХ не думает.

Организации не до замерзающих грязных горожан с их баней. Они сами должны Мосэнергосбыту около 10 миллионов рублей. Энергетики обесточивают то тот, то другой объект, например, котельную, которая отапливает баню. Проблемы людей и им до фонаря.

А зима на носу, какая температура будет в квартирах у городских жителей? Где они будут мыться? По какому графику станет работать баня и станет ли? Сколько будет стоить помыться? Увы, на эти вопросы пока нет ответа.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей