Отказ от российской нефти обойдется Белоруссии в $1,7 млрд

Отказ от российской нефти обойдется Белоруссии в $1,7 млрд

Закупка нефти в Иране влетит Лукашенко в «копеечку»

Белоруссия, как и обещала после ограничений поставок нефти из России, приступила к закупкам «черного золота» в других странах. Для начала Минск купил 600 тыс баррелей в Иране. Девирсификация налицо — Белоруссия находится в поиске сырьевых источников на стороне. Но это влетит Александру Лукашенко в «копеечку» — с учетом транспортировки и таможенных пошлин каждая «бочка» нефти будет обходиться Минску на 25-30% дороже, а после полной остановки импорта из России общая стоимость внешних закупок «черного золота» вырастет вдвое — до $1,7 млрд.

фото: Геннадий Черкасов

Александр Лукашенко неспроста в нефтегазовой сфере. Иран в конце прошлого года не стал подписывать меморандум ОПЕК о сокращении добычи «черного золота», и, наоборот нарастил производство. Поэтому именно там Белоруссия и стала искать источники сырья. Помимо добывающих возможностей, по словам аналитика ГК ФИНАМ Алексея Калачева, Иран обладает существенными запасами «черного золота», накопленного в период действия западных санкций, а также может предложить цену, не сильно отличающуюся от российской.

Конечно, 600 тыс тонн, о поставке которых отчиталась National Iranian Oil Company, не заменят утраченный Минском объем сырья, покупаемый в нашей стране. В I квартале этого года Россия ограничила поставки в союзную республику с 4,5 млн до 4 млн тонн. Если пересчитать баррели в тонны, то выходит, что 600 тыс баррелей — это 80 тыс тонн. Чтобы восполнить 500 тыс тонн утраченного импорта из России этого недостаточно. Но на месяц хватит. После чего Минск обещает расширить сотрудничество с Ираном и другими нефтедобывающими государствами, чтобы в итоге добиться полной нефтяной независимости от России. Тем самым поставить точку в споре с Москвой относительно цен не только на нефть, но и на газ.

Относительно «голубого топлива» последнее российско-белорусское разногласие берет начало в январе 2015 года. Сначала Минск попросил снизить стоимость нашего газа, а после отказа в одностороннем порядке стал платить меньше и увеличил тарифы на транзит российской нефти в Европу. Переговоры об урегулировании этого конфликта до сих пор не привели в обоюдовыгодному результату. Долги Белоруссии, по версии России, составляют $550 млн, и, как отмечают отечественные правительственные источники, они могут разрешиться только после соответствующих переговоров глав обоих государств.

В преддверии такой возможной встречи, как полагает аналитик ФИНАМа Алексей Калачев, белорусская сторона приступила к идеологической пропаганде — то есть, словесным интервенциям об энергетической независимости от России.

Только цена этого вопроса чересчур высока. В среднем Белоруссия импортирует 21 млн тонн российской нефти в год, сама добывая 1,5 млн. При этом потребление нефтепродуктов в этой стране составляет 6 млн тонн. Остальное Белоруссия реэкспортирует в страны СНГ. Из России Беларусь получает нефть беспошлинно и гораздо дешевле, нежели на свободном рынке — по $40 (стоимость барреля сейчас превышает $55). При девирсификации поставок эта цена значительно возрастет.

Как полагает заместитель директора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова, Белоруссия уже сейчас покупает нефть не только в России, но и в Венесуэле. Венесуэльская нефть обходится Белоруссии вдвое дороже, чем российская, с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин. Примерно на столько же дороже будут обходиться поставки «черного золота» из Ирана. Или Азербайджана, в котором Минск также ищет новых поставщиков. Суммарно Белоруссия будет тратить на импорт «черного золота» не $840 млн, как сейчас, а $1,7 млрд в год.

Но это еще не все. Рост закупочных цен неизбежно приведет к увеличению стоимости готового сырья, которое Белоруссия экспортирует. То есть, в результате в финансовом плане пострадают страны СНГ, а также Великобритания, Нидерланды и Прибалтика, куда также поставляется белорусский бензин и мазут. Как отмечает Наталья Мильчакова, это не прибавит Александру Лукашенко «нужных баллов в попытке укрепить доверие Запада».

Однако нефть Минску необходима как воздух. Причем, не только для собственного потребления и сохранения благожелательного отношения со стороны Европы. «Если Белоруссия откажется от переработки российской нефти, то ее заводы встанут. Полный разрыв отношений с Россией Белоруссии невыгоден и с экономической, и с политической точек зрения. До сих пор в Белоруссии прагматизм побеждал амбиции. Если в какой-то момент политика возобладает над экономикой, то это обернется самыми непредсказуемыми последствиями для этой страны», — отмечает Наталья Мильчакова.

Читайте материал: 




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей