Бизнесмены обвинили Никиту Михалкова в алчности

Бизнесмены обвинили Никиту Михалкова в алчности

С импортеров электроники плату будут собирать налоговики

Российские производители и импортеры электроники, крупнейшие торговые сети обратились к Владимиру Путину с просьбой лишить Российский союз правообладателей (РСП), который возглавляет известный режиссер Никита Михалков, функции по сбору средств с ввозимой в страну записывающей техники: телефонов, ноутбуков, фотокамер, дисков, флешек и т.д. Ежегодно это приносит РСП до 2,7 млрд рублей. По версии бизнеса, соответствующее администрирование необходимо передать налоговикам, а за общественным союзом оставить лишь распределение денег среди правообладателей.

фото: Геннадий Черкасов

Напомним, что речь идет о принятом шесть лет назад сборе в 1% с производителей и импортеров записывающей техники в пользу различных правообладателей, установленном по инициативе Никиты Михалкова. В РСП он до сих пор занимает пост президента совета.

С самого начала «михалковский налог» вызвал массу споров. Представим ситуацию, что вы купили лицензионный диск с фильмом и решили его скопировать, например, на ноутбук, чтобы иметь возможность посмотреть кино на даче или в командировке. Вот это самое копирование, как полагают идеологи сбора, материально ущемляет правообладателей, за что им к авторским гонорарам необходимо дополнительно приплачивать.

Очевидно, далеко не всякое копирование является пиратством с целью незаконного распространения или перепродажи. Да и вообще, встает вопрос о размере компенсации. По данным ВЦИОМ, за последний год только 2% россиян копировали купленный контент для личных нужд. Так почему сбор платится за все ввозимое записывающее оборудование?

В связи с этим ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) написала в администрацию президента, правительство и Госдуму несколько писем, в которых предложила кардинально поменять порядок сбора этого «вознаграждения».

В РАТЭК настаивают, что соответствующие функции должны быть переданы от общественной организации государству (скорее всего, Федеральной налоговой службе. — «МК»). А за РСП оставить лишь распределение собранных средств. Далее в РАТЭК предлагают установить более четкие критерии для оборудования: какое предназначено для личного пользования, а какое сугубо профессиональное. С последнего, согласно Гражданскому кодексу и постановлению правительства №829, сбор не взимается.

Кроме того, бизнес недоволен судебной практикой по искам РСП. «Решения арбитражных судов принимаются с позиции презумпции правоты аккредитованной организации, несмотря на порой очевидную безосновательность требований, — говорит глава РАТЭК Александр Онищук. — Те 90 договоров РСП с импортерами по уплате сбора свидетельствуют о неравной конкурентной ситуации на рынке. Поскольку реальное число поставщиков из-за рубежа электроники измеряется сотнями и тысячами».

РСП удается взыскивать вознаграждение с компаний, несмотря на трехлетний пропуск срока исковой давности или с профессиональной техники. Таким образом, в 2014–2015 годах союз получил от различных мировых брендов более 300 млн рублей.

Наконец, предприниматели требуют отклонить последнюю инициативу Минкульта о включении в перечень, облагаемый авторским сбором, «умных часов». «Это беспрецедентная некомпетентность, жадность и цинизм наших чиновников, — возмущается Онищук. — Много ли найдется в мире людей, копирующих что-либо с помощью подобных мини-гаджетов. Для этого есть компьютеры, ноутбуки, смартфоны».

«Большинство вопросов, которые подняты РАТЭК, уже были предметом рассмотрения и органов исполнительной власти, и судов — вплоть до судебной коллегии Верховного суда России, — заявил «МК» генеральный директор РСП Андрей Кричевский. — Это прежде всего касается отнесения оборудования к категории некопирующего или профессионального. РСП всегда старается подходить к вопросам определения категории оборудования с позиции здравого смысла. Так, мы поддержали предложение РАТЭК об исключении из перечня видеокамер — очевидно, что обычная практика их использования не включает частное копирование. В то же время новое оборудование, которое имеет функцию воспроизведения музыки и видео и действительно используется для этих целей, например «умные часы», должно быть включено в перечень».

В целом РСП — закрытая организация. Последний отчет о ее деятельности за 2014 год, размещенный на официальном сайте, состоит всего из четырех страниц. Первая — титульная, вторая — пустая, на третьей и четвертой сказано, что по 90 договорам с плательщиками собрано 2,675 млрд рублей, из которых правообладатели, в основном юридические лица, получили 1,739 млрд рублей. Остальные средства (почти миллиард) были удержаны на покрытие собственных расходов РСП, а также направленны «на коллективной основе в специальные фонды».

Кто получил деньги, в каком объеме, исходя из каких критериев, рейтингов, в документе не сказано. Не названы и специальные фонды, якобы созданные с согласия правообладателей.

Как удалось выяснить «МК», в прошлом году объем вознаграждения, собранного РСП в пользу правообладателей, составил 2,185 млрд рублей, объем выплат — 1,5 млрд рублей. Уменьшение сборов, видимо, связано с общим падением импорта техники на 30%.

Помимо РСП сейчас в России действуют еще две организации с государственной аккредитацией по управлению авторскими правами: Российское авторское общество (РАО), собирающее и распределяющее сборы за использование музыкальных произведений, а также Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая специализируется на сборах с использования фонограмм.

В Российском авторском обществе после ареста его главы Сергея Федотова, обвиненного в многомиллионном мошенничестве, происходят большие перемены. В прошлом году михалковский союз разорвал с РАО договорные отношения и перестал перечислять в него средства.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей