Государство сделало бомбу из пенсионеров

Государство сделало бомбу из пенсионеров

Главный российский кризис — кризис доверия

Сначала в России до 13% поднялась доля тех наших сограждан, кто живет ниже официальной черты бедности, потом пришло сообщение о том, что , приостановив действие закона о ее индексации на уровень инфляции. В каком государстве мы живем?

фото: Геннадий Черкасов

Долгий кризис переживает не одна экономика. Мы уже давно живем в кризисе доверия. Государство не доверяет бизнесу, бизнес — государству, правительство не доверяет госкомпаниям, граждане не доверяют правительству, все не доверяют суду, все меньше доверяют телевизору.

Укрепление доверия нужно всем. Как этого добиться в условиях, когда, если вернуться в экономику, государство просто не в состоянии выполнить все свои социальные обязательства, в каких бы майских указах они ни были прописаны?

Можно, отказываясь от обязательств, идти по пути наименьшего сопротивления. Правительство, предлагая, в частности, не индексировать пенсии по уровню инфляции не только в 2016-м, но и в 2017 году, так и поступает. Но это ошибочный путь.

Да, социальные обязательства придется пересматривать; да, социальные льготы должны стать адресными. Но есть то, чего делать нельзя. Нельзя закрывать науку, образование и здравоохранение. Нельзя строить политику так, чтобы российское кричащее социальное расслоение увеличивалось и дальше. Если угодно, это в интересах самосохранения государства.

А что происходит у нас? Появилось 5 миллионов новых нищих, тех, кто, по расчетам нашего не отличающегося гуманизмом государства, выжить не может, оказавшись ниже совсем не щедрого прожиточного минимума (сейчас он составляет 9776 рублей в месяц). Люди все-таки выживают за счет огородов, гаражей, теневого бизнеса. Государство же «не помнит», что его главная конституционная ответственность — не танки и бомбы, а помощь тем, кто сам себе помочь не может.

Что такое недоиндексация пенсий? Это сокращение в реальном измерении единственного постоянного денежного дохода для значительной части населения, это дальнейшая пауперизация пенсионеров, это подрыв доверия к тому, что жить надо честно.

А правительство идет дальше. Из Минфина уже прозвучали предложения о том, что надо лишить пенсии тех, кто, по мнению чиновников, должен был сам себя обеспечить в старости. С одной стороны, повторю, социальная поддержка, а к ней можно приравнять пенсии, должна быть адресной. С другой — когда государство отказывается от тех обязательств, которые еще вчера казались незыблемыми, это и есть бомба недоверия к государству, которая рано или поздно взорвется. В конце концов именно пенсионеры всегда приходят на выборы, а главные выборы предстоят в 2018 году, так что игры с пенсиями политически рискованны. К тому же любопытно будет перечитать пенсионные исключения, которые чиновники оставят для себя, любимых и совсем не бедных.

На каком, кстати, берегу социального расслоения находятся чиновники? Декларации об их доходах и имуществе дают четкий ответ. Без комментариев приведу несколько фамилий и цифр. За кризисный 2015 год доходы первого вице-премьера, отвечающего за экономику, Игоря Шувалова, выросли с 9,2 до 97,2 млн рублей. Управляющий делами Президента России Александр Колпаков увеличил доход в восемь раз, получив почти 80 миллионов рублей, в 2014 году его доходы составляли почти 10,5 миллиона рублей.

Что же получается? Разве мы все в одной лодке? Государство не борется с огромным социальным расслоением в обществе, а само культивирует его.

Я не призываю никого раскулачивать. Давайте оглядимся по сторонам. Конечно, когда речь заходит о мировом опыте, есть стереотипный ответ: у нас своя национальная специфика, свой менталитет. Но в любых национальных традициях и в любом менталитете есть то, что стоит сохранять, и то, что стоит искоренять.

Все знают, что, например, Сингапур, который еще 40 лет назад был откровенной дырой на карте, о нем было известно разве только то, что там по улицам разгуливают обезьяны; страна с сильнейшими китайскими традициями, которые распространяются и на взятки, за которые в Китае до сих пор расстреливают на стадионах, превратился в мировой финансовый центр, в передовую страну, в которой практически нет коррупции.

Мы 40 лет назад жили во второй державе мира, а теперь являемся «развивающейся страной» с неясными перспективами.

Как Сингапур обеспечил рывок? Во-первых, чиновники были прямо своими официальными доходами привязаны к осязаемым, а не бумажным результатам и в конечном счете — к показателям экономики. Во-вторых, все их неофициальные доходы сурово и неотвратимо пресекались. Неприкасаемых не было. Было заведено дело по подозрению в коррупции даже на членов семьи «отца нации» Ли Кван Ю. Его жена и сын приобрели недвижимость со скидкой у фирмы, которую возглавлял брат Ли Кван Ю. Дело не было замято, сингапурских «навальных» не посадили в тюрьму. Дело до передачи в суд было вынесено на открытое рассмотрение парламента. И парламент, в котором была представлена и оппозиция Ли Кван Ю, проведя собственное расследование, которому никто не препятствовал, признал, что никакого криминала не было, фирма предоставляла скидки всем покупателям.

Так, может быть, пора бороться с тем, что разъедает наше общество и взаимное доверие, — для начала с чрезмерным, даже показным имущественным расслоением. Прежде всего в госсекторе. Чиновники как минимум не должны богатеть в кризис. А государство должно выполнять свои конституционные обязанности. И в первую очередь помнить человеческое измерение кризиса.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей