Антиконституционный бюджет-2016

Антиконституционный бюджет-2016

Проект главного финансового документа страны не предусматривает развитие «социалки»

фото: Наталья Мущинкина

«Бюджет-то ненастоящий!» — именно так называлась моя статья в «Московском комсомольце» год назад (от 15 октября 2014 года). Сильно тогда на нее обиделись отдельные представители Минфина… А чего обижаться было-то, ведь прав был автор на все 100%. Прав в том, что принимаемый осенью прошлого года бюджет-2015 будет недостоверным и ненастоящим, что его срочно придется править (весной 2015-го был принят фактически другой бюджет). Сегодня можно констатировать множество радикальных расхождений того бюджета-2015 с тем, что оказалось в действительности. Кстати, напомню для наглядности, что бюджет формировался тогда исходя из курса 37,7 рубля за доллар в 2015 году. Что там у нас в этом году с курсом?

Я это все напоминаю не к тому, чтобы показать, какой плохой Минфин. Я это к тому, что обижаться не надо, а признавать просчеты необходимо, тем более что они получаются прямо-таки грубейшие. Я это напоминаю еще и потому, что нынешний проект бюджета-2016 вызывает лично у меня еще большее несогласие. Причина, правда, другая: он носит явную антисоциальную направленность.

Пенсии обещают проиндексировать в 2016 году только на 4%. Это противоречит, правда, действующему законодательству, согласно которому индексироваться пенсии должны по фактической инфляции, которая в 2015 году может составить не менее 12%. Но это уже, похоже, никого не смущает.

Что такое индексация на 4% при фактической инфляции не менее 12%? Это снижение реальных пенсий не менее чем на 8%, что очень много и на фоне даже непростого, 2015 года будет очень ощутимым.

Но кто-то скажет: обещают ведь еще одну индексацию осенью 2016 года? Давайте будем честными. Эту индексацию нам обещают в том случае, если состояние экономики будет лучше по сравнению с тем, из чего уже исходит проект бюджета. Однако этот документ уже основывается на недостоверной оценке, ориентируясь на прирост ВВП в 2016 году на 0,7%. Но не будет никакого роста экономики. Будет спад, и спад значительный (по нашей — Института стратегического анализа ФБК — предварительной оценке, не менее чем на 2%).

И какая тогда дополнительная индексация пенсий? Нет, она, конечно, теоретически возможна, но только чисто по политическим соображениям (выборы в Госдуму осенью 2016 года). Однако все-таки на нее не стоит рассчитывать.

Огромное число пенсионеров не получит даже и такой — 4%-ной — индексации пенсий. Речь идет о работающих пенсионерах, которым индексация пенсий в 2016 году вообще не предусматривается. Казалось бы, почему? На каком основании? Да нет никакого основания. Вообще-то, на всякий случай, хотел бы напомнить тем, кто такое предлагает: подавляющее большинство трудящихся пенсионеров продолжают работать не потому, что им так уж хочется поработать. Просто пенсии таковы, что их на жизнь не хватает. Открытие сделал?

Думаю, что власти все-таки не до конца понимают (впрочем, как и многое-многое другое, судя по проекту бюджета, последствия отказа от индексации пенсий работающим пенсионерам. Это мощнейшим образом демотивирует людей. Впрочем, к мотивации у нас принято относиться как к чему-то несерьезному.

Антипенсионное наступление в бюджете-2016 зафиксировано еще и на будущих пенсионеров: принято решение заморозить в 2016 году пенсионные накопления в объеме 342,2 млрд рублей (деньги, которые перечислили бы работодатели в 2016 году — 6% от фонда оплаты труда — в качестве накопительной части будущих пенсий своих работников). Теперь они пойдут на выплату текущих пенсий, следовательно, на такую же сумму уменьшится трансферт из федерального бюджета .

Выяснилась, правда, интереснейшая деталь. Все-таки в федеральном бюджете условно эти деньги будут обособлены — в качестве специального резервного фонда, которым будет распоряжаться исключительно руководство страны. Интересно, да? Как вы думаете, многие ли работающие граждане сегодня согласились бы скинуться по 6% от фонда оплаты труда в специальный резервный фонд, если бы спросили их или их работодателей? А ведь по факту получилось именно так. Я уж не говорю о том, что какие у нас могут быть резервные фонды — все это регламентировано в Бюджетном кодексе. И там, как можете догадаться, ничего подобного и близко нет.

Антисоциальная направленность проекта бюджета-2016 подтверждается и тем, что индексировать размер материнского (семейного) капитала, который сегодня составляет 453 тысячи 026 рублей, не будут. И это — также прямой отказ государства от своих социальных обязательств, потому что обязанность индексации закреплена федеральным законом №256-ФЗ. Надо отметить, что уже в текущем, 2015 году размер материнского (семейного) капитала был проиндексирован всего лишь на 5,5% при официальной инфляции 11,4% по итогам 2014 года. Ну, а теперь и вовсе не проиндексируют. И это впервые с 2007 года, когда ввели эту очень важную социальную выплату.

Еще очень характерный факт: проект бюджета-2016 даже не предусматривает индексацию размера ежегодной денежной выплаты почетным донорам. Сегодня размер такой выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор » («Почетный донор СССР») составляет 12 373 рубля. Еще раз подчеркиваю: выплата ежегодная, то есть не такая уж и большая. А уж если принять во внимание, что награждаются соответствующим нагрудным знаком граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз, то размер ежегодной выплаты предоставляется совсем уж небольшим.

Пенсиями, материнским капиталом, выплатами почетным донорам не исчерпываются, разумеется, меры социальной поддержки, которые предусмотрены российским законодательством сегодня.

Предусмотрены-то они предусмотрены, но, как видим, в жизни все по-другому.

Уже весной текущего года был принят закон №68-ФЗ, которым было приостановлено действие множества законодательных актов, гарантирующих индексирование различных выплат, пособий и т.п. в меру роста потребительских цен. Суть этого закона состояла в том, что индексация всех этих выплат, пособий и т.п. в 2015 году была произведена в размере 5,5% (замечу: при фактической официальной инфляции по итогам 2014 года в 11,4%). Однако было установлено, что с 1 февраля 2016 года будет произведена индексация на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и ранее проведенной индексацией (5,5%). Получается, что индексация с 1 февраля 2016 года должна составить не менее 6,5% (инфляция в 2015 году составит никак не менее 12%). С учетом того, что дополнительная индексация будет проведена фактически с годовой задержкой, она не компенсирует даже инфляционные потери по итогам 2014 года).

Вопрос: а что с компенсацией инфляции по итогам 2015 года? Ответ: ее не будет. Та индексация, которая будет с 1 февраля 2016 года, — это вторая часть индексации (и то по факту неполная) по итогам 2014 года. Интересный такой ход получился… При желании можно индексацию социальных выплат, пособий и компенсаций, причитающихся по итогам одного года, вообще растянуть годика на три, а то и более. А потом заявить: посмотрите, мы каждый год индексировали.

Такой вот проект федерального бюджета на 2016 год мы сегодня имеем. Его никак нельзя назвать социальным. Если кто-то с надеждой подумает, что в ходе рассмотрения федерального бюджета документ этот может сильно измениться, то, конечно же, это не так. Я вообще бы обратил внимание на то, что проект федерального бюджета обязано представить в Госдуму до 25 октября 2015 года. А ведь еще пару лет назад этот документ представлялся до 26 августа (на два месяца раньше!). Ну, и когда наша Госдума будет рассматривать бюджет? Некогда ей будет, поэтому, конечно, «проштампуют» представленное. Нет, безусловно, приличия ради какие-то там правки будут внесены. Но эти правки не будут носить принципиального характера. Это означает, что федеральный бюджет на 2016 год будет антисоциальным.

Тогда получается, что бюджет будет еще и антиконституционным? Ну а как иначе, если государство у нас, смотрим Конституцию (статья 7), «социальное»? Ничего себе, хотел обойтись без крепких выражений, а договорился до такого...

Боюсь, Минфин опять обидится. Пусть не обижается, мы же понимаем, что не он определяет бюджетные приоритеты. Да и в нынешнем экономическом кризисе вина Минфина далеко не самая большая.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей