ФАС лишит «Газпром» права на эксклюзивный экспорт и расчленит

ФАС лишит «Газпром» права на эксклюзивный экспорт и расчленит

Монополиста ждут большие перемены

Федеральная антимонопольная служба, не так давно получившая дополнительные полномочия по формированию тарифов естественных монополий, посягнула на святое — на «Газпром». Начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин в интервью «МК» заявил, что в недалеком будущем газовый концерн перестанет быть единственным экспортером голубого топлива: часть поставок обеспечат независимые производители. Кроме того, газотранспортная система (ГТС) монополиста может быть выделена в отдельную независимую компанию, а для всех без исключения участников газового рынка России установят единый тариф на транспортировку.

фото: Геннадий Черкасов

— Какова доля ГТС «а» на рынке транспортировки газа внутри страны? Также интересна динамика по годам объемов транспортировки газа независимыми производителями.

— Если мерить в километраже, то это намного больше 90%. Помимо «Газпрома» в есть около 20 других небольших собственников магистральных газовых сетей в различных регионах. Доля внутреннего транзита газпромовского газа за последние четыре года снизилась с 78% до 68%. Произошло это за счет роста независимых участников рынка. Как вы понимаете, добычи без транспортировки не бывает.

— В формулу расчета тарифа на газ заложены расходы на транспортировку. В любом случае этот тариф устанавливает государство, сейчас — в лице ФАС, в которую недавно влилась Федеральная служба по тарифам. За последние годы были жалобы со стороны предприятий на разницу тарифов для «Газпрома» и других участников рынка?

— Поскольку «Газпром» является абсолютным монополистом, который сосредоточил в себе и добычу, и ГТС, и экспортную составляющею, тарифы на транспортировку регулируются только для независимых производителей. Для «Газпрома» в общие затраты на производство голубого топлива уже заложена логистическая составляющая. Такая неоднородность не совсем нормальна. Поэтому выделение газотранспортной системы «Газпрома» в отдельную компанию является одной из возможных задач ФАС.

При этом формализованных жалоб на «Газпром» не поступало, но на различных площадках эта проблема активно дискутируется. «Роснефть», «Новатэк» и другие структуры говорят о недопустимо высокой цене транспортировки газа, которую им приходится платить «Газпрому». В принципе они могут предложить стоимость газа ниже, чем у «Газпрома», но из-за длинного транспортного плеча его поставки в ЦФО, Северо-Западный регион, на Кавказ становятся нерентабельными.

В результате перекрестного субсидирования получается искусственный раздел товарного рынка. Независимые компании более конкурентоспособны в регионах с маленьким плечом доставки, а «Газпром» — наоборот, с большим. Ведь он не может опустить цену на газ ниже государственного тарифа. Однако все должны быть в равных условиях. Именно поэтому необходим единый транспортный тариф.

— На сколько ФАС в 2016 году проиндексирует тарифы на газ?

— Пока обсуждается цифра не более 5%. Считаем это более чем достаточно. Рынок уже год находится в системе свободных продаж природного газа. По подсчетам экспертов, к концу 2016 года на бирже будет реализовываться порядка 35 миллиардов кубометров газа — примерно 10% от внутреннего потребления. Это гарантия того, что цены резко не вырастут. Снизить издержки естественным монополиям должно помочь решение правительства о том, что подход к закупкам будет соответствовать федеральной контрактной системе. Надеюсь, уже в следующем году торги в том же «Газпроме» будут проводиться на независимых площадках, а не на собственных. Кроме того, это сократит поле для злоупотреблений.

— Представитель «Газпрома» Александр Медведев заявил, что независимые производители газа хотят получить доступ к трубам, не вкладывая в их строительство и развитие, тогда как монополист тратит на это половину средств инвестиционной программы. Как вы ответите на эти претензии?

— Тут простая логика. Цена транспортировки формируется путем умножения тарифа на объем прокачанного газа. Если я плачу «Газпрому», то эти деньги должны идти как раз на развитие и поддержание в рабочем состоянии ГТС. Когда вы платите за ж/д билет, куда эти деньги идут? Вопрос риторический. Возможно, Александр Медведев имел в виду, что «Газпрому» с его сложной корпоративной системой управления не хватает денег.

— Несмотря на то что проект правил о недискриминационном доступе к газовой трубе находится в стадии публичного обсуждения, полный текст документа на портале regulation.gov.ru не размещен. Скажите, в нем есть пункт о выделении ГТС «Газпрома» в независимую компанию, по принципу «Транснефти»? Оговорены сроки и механизм? Та же «Роснефть» предлагала это сделать до 2025 года.

— В правилах все прописать невозможно. Структурные изменения должен проводить сам «Газпром» после соответствующего решения . В данный момент ФАС настаивает не на немедленном расчленении монополиста, а на снятии ограничений на транспортировку газа и решение проблем с перекрестным субсидированием. У нас пошаговая стратегия. Сначала равный для всех доступ к трубе, затем — единый тариф. Если эти меры хорошо себя зарекомендуют, правительство может рассмотреть вопрос о выделении ГТС «Газпрома» в отдельное юридическое лицо. Однако это решение не ближайших двух лет.

В документе мы закрепляем понятие «свободные мощности», которое раньше отсутствовало. Прописываем четкие требования по подаче заявок на транзит газа, описываем механизмы, как удовлетворить потребности транзитера, если свободных мощностей нет, условия подключения новых потребителей к магистральным газопроводам. Правила содержат исчерпывающие требования для отказа от заключения договора. Все эти меры в равной степени касаются не только «Газпрома», но и других собственников газопроводов.

Проект постановления уже внесен в правительство, но разногласия есть. «Газпром» против такого подхода, утверждая, что должен самостоятельно распоряжаться свободными мощностями. То есть приоритет на поставки сохранить за монополистом.

— К подземным хранилищам газа (ПХГ), которые принадлежат «Газпрому», тоже будет свободный доступ? Многие сетуют, что «Газпром» устанавливает на их использование запретительные тарифы, что делает торговлю газом в России убыточной.

— Нужно иметь в виду, что тарифов там нет, а стоимость хранения газа в ПХГ определяется по прейскуранту «Газпрома». Цены на эти услуги для независимых компаний выше процентов на 35. Это можно назвать ценовой дискриминацией со стороны монополиста.

ФАС разработала проект постановления правительства, который сейчас согласовывается. Надеюсь, его примут. Принципы доступа к ПХГ будут аналогичными, как и к магистральным газопроводам.

— Может быть, дело в том, что «Газпрому» на фоне прогнозного падения добычи газа с каждым годом будет все труднее загрузить собственную ГТС? В связи с этим «Роснефть» идет еще дальше, предлагая либерализировать экспорт газа. Вы поддерживаете?

— Конечно, поддерживаем. Рынок газа должен быть свободным не только внутри страны, но и на экспорт. В «Силу Сибири», «Турецкий поток» инвестирует «Газпром». Но когда эти газопроводы заработают, их должны использовать все поставщики. ФАС готова рассчитать тарифы таким образом, чтобы стоимость транспортировки окупила инвестиции через какое-то время. Не исключено, что тот же «Газпром» не сможет самостоятельно закрыть потребности китайского рынка, учитывая, что поставки сетевого газа сильно конкурируют с мировым рынком сжиженного газа.

Есть, конечно, опасения, что мы сами «рубим сук, на котором сидим». Дескать, устроим внутреннюю конкуренцию, а в результате обрушим мировые газовые цены. В любом случае надо взвешенно подходить к этому вопросу.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей